"Звездочка" светит, пока ее поют
/ [Беседу вел Юрий Романов]
// Русский Север. - 1999. - 5 марта
Если вы думаете, что в Вологде нет ни одного известного песенного поэта, то ошибаетесь. Наша Ольга Фокина хоть и не снискала славы Александры Пахмутовой, но тоже, оказывается, ого-го.
Помните, Стас Намин соловьем разливался: «Лю-юди на земле ра-аз-ные…» Ольги Александровны стихи. Два года назад эта песня опять стала «стопудовым хитом» благодаря Валерию Меладзе, который исполнил ее в «Старых песнях о главном». А уж потом «Звездочку» подхватили Чиж и Борис Гребенщиков. БГ включил ее даже в свой последний альбом «Кунсткамера», выпущенный на компакт-диске. И пошла гулять «Звездочка моя ясная» по всем радиостанциям и коммерческим киоскам.
А Ольга Александровна и думать не думала, что ее когда-то давным-давно написанное стихотворение ждет такой всенародный успех.
– Для меня самой это удивительно и неожиданно. Никакого объяснения я не нахожу, говорит поэтесса. – По большому счету, серьезно к песенному творчеству я никогда не относилась, потому что в нашей профессиональной среде это считается очень легким жанром. А песенники – это и не поэты как бы, а текстовики. Их даже в Союз писателей принимали крайне неохотно. Так что сейчас для меня песня, родившаяся из моего стихотворения, просто приятный пустячок.
– И много было таких пустячков?
– Точно не знаю, но где-то полсотни. Причем около десятка песен на мои стихи исполнялись известными певцами и певицами.
– А сами-то исполнители хоть знают, чьи песни они поют?
– Про всех не скажу, но Сенчина и Толкунова знают точно. Была еще такая интересная история. Валентина Толкунова ездила в Австралию, а незадолго до этого там была я. После того как она спела мою «Косынку», ее и спросили обо мне. Артистка тогда сказала, что я – любимая поэтесса. Будучи в Вологде, Толкунова заходила ко мне в гости, и мы очень хорошо проводили время. Потом на одном из концертов она говорила, что если бы я жила в Москве, то мы бы дружили домами.
– Как стихи попадают на эстраду?
– Со мной вот так было. Дай бог памяти, в 1966 году (я тогда еще училась в Литинституте) я приехала в столицу делегатом комсомольского съезда. Меня там разыскали ребята-музыканты, сказали, что записали песню на мои стихи, и пригласили в студию прослушать. Я ужасно обрадовалась. Оказалось, что композитор Азон Фаттах увидел в газете «Литература и жизнь» мое стихотворение «Уезжаю учиться в Москву» и написал к нему музыку. С этим же автором появилась вторая по популярности после «Звездочки» песня – «Здравствуй, речка Паленга», а затем еще около 30 песен. Последний раз Азон Фаттах звонил мне два года назад – просил присылать стихи. Но почему-то я ему больше ничего не послала.
– А специально для песен вы тексты писали?
– Никогда, хотя предложения были. Как-то приезжал ленинградский композитор (как зовут уже не помню, он написал «Соборы величавые») и просил написать стихи о Вологде на уже готовую музыку. Композитор Новиков заказывал патриотическую песню к какому-то фестивалю. Не стала я. Не понравилось. Да и вообще я на «рыбу» писать не умею.
– Как вы узнаете о том, что какое-либо из ваших стихотворений превратилось вдруг в песню?
– По-разному. Иногда из Бюро по охране авторских прав сообщают, гонорары, бывает, приходят. Или по радио услышишь. Я радио по утрам слушаю, стараюсь быть в курсе всех событий. Молодежные программы очень люблю. А про Меладзе, к примеру, мне знакомые рассказали.
– Имеет значение, кто исполняет вашу песню, или все равно?
– По большому счету все равно. Лишь бы хорошо исполняли. Один раз, правда, забыла, когда какой-то автор из Киева прислал песню с моим, но искаженным текстом и манерой исполнения, чуждой моей душе. Так я запретила ему петь эту песню, и она никогда не звучала.
– Из исполнителей «Звездочки» кто вам больше всех нравится?
– Все по-своему хороши, не могу сказать упрека ни в чей адрес. Меладзе хорош голосом, Гребенщиков поет очень проникновенно, аж за душу берет. Стас Намин – потому что первым был. Сейчас-то я попривыкла к новым ритмам, а раньше сама напевала эту песню, только чуть помедленнее. Вообще-то я всегда напеваю свои стихи.
– Знаете, только недавно, будучи в Вологде, Борис Гребенщиков узнал, что автор «Звездочки» живет в нашем городе. В следующий свой приезд он очень хотел бы с вами познакомиться. А вы не против?
– Ой, я бы с удовольствием. Как-то три месяца я жила в деревне, и по радио, кажется, станция «Свобода», несколько вечеров подряд шел цикл передач о Борисе Гребенщикове. Я ни одной не пропустила. Он – интересный автор и исполнитель.
– Давайте о меркантильном поговорим. Прибыльное ли это дело сочинять?
– Не особо, да и волновать меня уже этот вопрос перестал. Гонорары приходят, но редко-редко. К тому же тексты неновые, и отчисления маленькие – рублей по 150. Мне как-то и странно. Самой хочется сказать «спасибо» за то, что спели. Самое-то главное счастье испытываешь тогда, когда только закончила писать, когда удалось выразить себя. А потом, когда кто-то еще и красивым голосом споет… Вообще хорошо.