Автор Тема: Журнал-"Женщина и политика", №9, 2009 г  (Прочитано 2206 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Саша

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2624
  • Валентина Васильевна-Моя Любимая певица!
    • Просмотр профиля
Светить, словно солнце…

Валентина Васильевна Толкунова, бесспорно, является национальным голосом и легендой российской эстрады. Не одно поколение выросло под ее необыкновенно певучий нежный голос, не утративший со временем своей чистоты и магнетизма. При личном знакомстве с этой удивительной женщиной понимаешь, что Валентина Васильевна, как и ее песни, невероятно чуткий, мягкий и светлый человек, влюбляющий в себя с первой улыбки.

— Валентина Васильевна, для большинства наших читателей вы без преувеличения являетесь символом России. Сорок лет вы дарите со сцены нежность, доброту и, конечно же, свой удивительный по чистоте голос. Оглядываясь назад, к началу карьеры, что для вас явилось трамплином в профессию?

— Любой здравомыслящий и порядочный человек всегда помнит, благодарит и кланяется в сторону тех, кто ему помог. На мой взгляд, это фундамент платформы, на которой каждый из нас стоит, развивается и здравствует. Ведь без помощи учителей, друзей невероятно трудно сдвинуться в какую-либо сторону. Мне всегда вспоминается мой первый педагог по музыке Татьяна Николаевна Овчинникова. Я пела в хоре Центрального дома детей железнодорожников на протяжении десяти лет. Когда мне исполнилось пятнадцать, Татьяна Николаевна произнесла следующие слова: «Валечка, ты музыкант и должна оставаться им всю жизнь. Скоро настанет момент твоего становления, выбора профессии, отношения к жизни. Кем ты себя видишь?» «Только дирижером-хоровиком! Педагогом!» — отвечала я, искренне желая в свое время пойти по стопам своего учителя, дирижировать хором, воспитывать детей, даря им доброе, вечное и красивое. Но зачастую мы предполагаем, а жизнь располагает.

— Что же помешало стать педагогом?

— По окончании школы, в восемнадцать лет, я сразу подала документы в ныне университет, а тогда еще Институт культуры на дирижерско-хоровое отделение. Родители уехали в отпуск и совершенно не догадывались о моих планах. На вступительный экзамен я пришла с песней «Волга-реченька», меня отметили за чистое исполнение, сказав, что с таким прекрасным голосом обязательно буду вести партию первого сопрано в институтском хоре. Потом я сдала остальные экзамены и поступила, что явилось полной неожиданностью для вернувшихся с отдыха родителей. Так я стала студенткой. Но на третьем году обучения наш институт посетил искуситель, музыкант и певец Слава Толмачев. Он искал партию первого сопрано в ВИО «66» под руководством Юрия Сергеевича Саульского. Ему рассказали про мой высокий чистый голос, и он предложил пройти конкурс в данный вокально-инструментальный ансамбль. Сначала я растерялась, потому что петь надо было джаз, тогда еще совсем не известный жанр. Но Слава меня уговорил и практически за лето познакомил с джазовой музыкой, полностью подготовив к конкурсу. Обучил программе, рисункам, сольным кускам, атаке и другим атрибутам этого инструментального жанра. В итоге я прошла по конкурсу первой и меня взяли в коллектив. А учиться на третьем курсе кто будет? Работа и учеба оказались несовместимыми вещами.

Пришлось рассказать декану об ансамбле и попросить его перевести меня на заочное отделение. Согласия институт не дал, так как мои положительные успехи в учебе, активная общественная деятельность, участие в концертах, партия в хоре не допускали компромиссов. Вердикт: «Вы слишком хорошо учитесь, чтобы переводиться на заочную форму обучения».

В итоге мне пришлось написать заявление и уйти с третьего курса института. Но жизнь все расставляет по своим местам, и в том же году, параллельно с выступлениями на эстраде, я поступила в Гнесинское училище на второй курс дирижерско-хорового отделения, а после его окончания возвратилась на третий курс того же университета и успешно завершила в нем обучение.

— А когда вы начали выступать сольно?

— Моя сольная карьера началась уже в 1971 году с выхода первого телевизионного фильма «День за днем», музыку для которого писал композитор Илья Катаев, сын небезызвестного Петрова, автора легендарных «12 стульев». Илья пригласил меня озвучить девять серий этого фильма, я с удовольствием согласилась.

— Сама судьба вас ведет…

— Да, судьба определяет, она сводит с людьми, которые, оказав положительную дружескую услугу, серьезно меняют вашу жизнь. После выхода фильма песни, вошедшие в него, становятся популярными. Я появляюсь на радио, телевидение, после чего меня замечает Лев Иванович Ошанин, пригласив выступить на своем 60-летии в Колонном зале. Из начинающих певцов подобной чести удостоились лишь Лев Лещенко и я.

Тогда, стоя на сцене, у меня дух заходился. Дрожала за кулисами в буквальном смысле этого слова от осознания того, с кем выступаю в одном составе. Это и Людмила Зыкина, и Муслим Магомаев, и Клавдия Шульженко, и Юрий Гуляев, и Иосиф Кобзон. Мне не верилось, что это происходит со мной, будто по воле доброго волшебника я оказалась в сказочной атмосфере, где царит искусство и окружают несравненные мастера. Даже сейчас, вспоминая тот концерт, меня переполняют трепет, уважение, восхищение и гордость перед величием этих удивительных людей, настоящих профессионалов своего дела. В современном мире, увы, такого преклонения перед старшим и более опытным поколением нет. Сегодня отношение несколько небрежное, я бы даже сказала неряшливое.

— На современной эстраде стать популярным, или, условно говоря, звездой, намного проще… Вас это не расстраивает?

— Конечно, раньше никто не наблюдал такое количество звезд. Отношение к сцене было более серьезным. Перед концертом все ходили, распевались, готовились к выходу, уделяя внимание не только внешней, но и вокальной форме, в которой пребывал человек. Это было главным. Никто, прошу прощения, не выпендривался, не хвастался, не бахвалился. Трансляции были прямыми. Никаких фонограмм. Все живое — и оркестр, и голос. Если певец бисировал, то его показывали два раза. Сейчас все вырезают. И, к сожалению, в итоге получаются рваные передачи, не раскрывающие сущности человека, будь то политик или актер. Сплошные обрывочные фразы, и в песнях так же. Нет стихов…

— В чем же тогда ваш секрет? Вот уже много лет вы не изменяете себе, сохраняя волшебный тембр голоса, добрые лирические песни, бездну обаяния…

— Я черпаю вдохновение в музыке и людях. Очень важно быть нужным, когда от тебя ждут эмоций. Ведь, если идут на Толкунову, значит, жаждут лирики, хорошей подачи стихов, артистизма, богатого репертуара и, конечно же, чувств. Любовь к людям — это основное. Нередко мне предлагают изменить имидж: обрезать волосы, укоротить платье, сменить репертуар: петь отрывистые фразы ни о чем. Или призывают исполнять больше песен о любви, которая у нас уже становится разъезжим словом, без особого смысла и понятия. У Пива Рыжова есть стихи: «Есть много слов красивых, только вот важно в жизни их произносить лишь однажды». Понимаете, однажды... К счастью, мне удалось спеть огромное количество прекрасных песен, поэтому, когда поступают предложения спеть плохие стихи за деньги, я отказываюсь. Никогда не буду обманывать и исполнять то, что не соответствует моему жанру, уровню, пониманию… И, поверьте, это оправданно. Бывает, отработаешь концерт два с половиной часа, а тебя не отпускают. Просят еще и еще… Люди соскучились по смыслу, мудрости, лирике. Им надоела искусственность. Нужна другая форма общения. Человек — часть природы, он не может постоянно быть в синтетике, ему необходимо естество.

— Поразительно, как вы чувствует душу народа…

— Я чувствую душу народа. Я чувствую душу женщины, для которой сейчас работаю над спектаклем под названием «Как быть счастливой». Эта постановка будет говорить о любви, о том, как выжить в этом мире. Не следует зажимать свое сердце, отдавайте щедро в мир все, чем владеете… как в жизни, так и в творчестве.

— И какой, на ваш взгляд, должна быть современная женщина?

— Вообще жизнь определяет женщине путь жесткого существования. Но мне кажется, что при всей деловитости внутренне все равно нужно оставаться женским существом, со всеми свойственными ему слабостями. Нельзя превратиться в железный каркас, в который не проникают лучи света. Внутри него обязательно должен стоять сундук со слезами. Женщине необходимо выражать свои эмоции. Это и способность плакать, и умение объять необъятное. Иначе становишься не теплым живым созданием, а прагматичным, жестким, рациональным человеком, перестающим искренне улыбаться. Не страшно казаться наивной…

— Вы практически всю жизнь посвятили искусству, что же наиболее ценно в окружающем мире и людях?

— Сорок лет я занимаюсь любимым делом и никогда от него не отходила. Все это время проповедую не только песню, но и добро, мягкость, чувства. И мне кажется, что до сих пор нахожу отклики похожих на меня людей. Их очень много. Сейчас я мало читаю современную литературу, мое сердце больше обращено к классической живописи и музыке. Даже когда еду за рулем, слушаю Рихтера, Мусоргского, Прокофьева, Вивальди. Мне они интереснее, нежели радиоэфир. Не все в современности я принимаю. Но ведь каждый идет своим путем, выбирает собственную тропу. Главное, чтобы окружала красота. Ведь солнце освещает всю планету: и деревья, и горы, и озера, и помойки, и скотные дворы, но оно остается солнцем и никогда не замарается в грязи. Так и человек — он должен светясь идти по жизни, не давая себе возможности упасть и замараться в грязи. В этом, мне кажется, и есть смысл человеческого существования, жизни. Оставаться солнцем.

— И напоследок, Валентина Васильевна, что вы пожелаете нашему журналу и его читателям?

— Прежде всего желаю журналу обрести огром- ную аудиторию. Чтобы он никогда не становился искусственным, выводя на свои страницы временное и фальшивое. Пусть героями будут люди, несущие свет, добро, теплоту и искренность. И тогда равно- душных точно не будет!

Владимир Яценко

http://www.wpolitika.ru/svetit__slovno_solnce.html
"ПРОСТИ МЕНЯ, РОССИЯ, МОЯ РОДНАЯ МАТЬ,
ЗА ТО, ЧТО Я НЕ В СИЛАХ ТЕБЯ С КОЛЕН ПОДНЯТЬ.
ЗА ТО, ЧТО ТЕРПЕЛИВО СНОШУ И СТЫД, И ЛОЖЬ.
НО ТЫ МЕНЯ РАСТИЛА И ТЫ МЕНЯ ПОЙМЁШЬ!!!!"