Автор Тема: "Вот засияла звездочка - Валя Толкунова", Газета "Сегодня" 22.05.2004г.  (Прочитано 1733 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Саша

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2624
  • Валентина Васильевна-Моя Любимая певица!
    • Просмотр профиля
Выпуск газета Сегодня №112 (1756) за 22.05.2004

"НА ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ МНЕ СКАЗАЛИ: "ВОТ ЗАСИЯЛА ЗВЕЗДОЧКА -- ВАЛЯ ТОЛКУНОВА"
"Что такое популярная песня? -- рассуждает знаменитая российская певица с серебряным голосом, русской красотой и большими светлыми чистыми глазами Валентина ТОЛКУНОВА, над песнями которой плакало не одно поколение, -- Исаак Дунаевский говорил, что популярная песня та, которую поют даже на улице или хозяйка мурлыкает, стоя у плиты. Песня должна идти от сердца к сердцу, от сердца поэта композитора к сердцу слушателя. Таких песен у нас много. Что касается меня, то я лишь маленькая частица всего этого песенного вихря, в котором мы все живем". Украинские зрители уже почти не видят ее, несмотря на то, что концертов у Толкуновой по-прежнему много. Просто для того, чтобы попасть с песнями на телевидение, нужны большие деньги, а просить у кого-то она никогда не умела -- не в ее это привычке.

"Я ВЫБРАЛА ПУТЬ ПЕВИЦЫ И САМА НЕ ЗАМЕТИЛА, КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО"

-- Валентина Васильевна, а как все начиналось?

-- Я начала петь с одиннадцати лет в Центральном доме детей железнодорожников, в ансамбле под управлением Семена Осиповича Дунаевского. Там была хормейстер Татьяна Николаевна Овчинникова, и я прошла конкурс в этот хор. Когда мне было пятнадцать, Татьяна Николаевна посоветовала мне заниматься музыкой, она видела меня музыкантом. Я поступила в музыкальное училище, затем в институт как дирижер-хоровик: мне хотелось стать хормейстером, и в то время я была полна желания и сил достичь этого. Но жизнь переиначила все: я выбрала путь певицы, и даже сама не заметила, как это произошло.

-- Вы ведь пели для кино?

-- Да, мои песни нашли свое начало в кинофильме -- в нашем первом советском телесериале "День за днем", где играли замечательные Нина Афанасьевна Сазонова, Нина Попова, Николай Грибов, сценарий написал наш писатель Михаил Анчаров, музыку -- Илья Катаев, а я озвучивала -- музыкально -- весь этот фильм. Мой голос звучал то в вокализах, то в полифонической форме, в песнях, в подпевках. Я тогда была еще никому не известной певицей, был 1971 год, я только что ушла из джазовой музыки, которую пела пять лет, с 1966 года. Это был момент, когда я, как бы уйдя из одного жанра, плавно перешла -- через кино -- в другой. Многие композиторы знали, что у меня вокально-инструментальный голос, который можно было использовать в фильмах, в сопровождении, как заданный режиссером образ, и я озвучивала очень много ролей -- от детских фильмов до взрослых трагедий. А так как имя мое в то время было еще неизвестно зрителям, то никто, конечно же не знал, чей голос звучит. Когда Родион Нахапетов заканчивал ВГИК, он пригласил меня озвучивать фильм "Вино из одуванчиков" по Бредбери. Я спела в этом фильме все музыкальные роли героев.

-- Ваш голос звучал не только в кино, но и в театре...

-- Первый раз я спела в театральном спектакле на музыку Юрия Саульского. Это был спектакль Театра им. Моссовета и назывался он "Глазами клоуна". Геннадий Бортников играл главную роль, а я озвучивала роль Мари. Спектакль был очень любим и популярен. Потом была работа в спектакле "Два клена" в Театре юного зрителя, другие спектакли. Я спела очень много вокализов и полифонических фуг Ильи Катаева, и это был очень интересный период работы.

-- Валентина Васильевна, наверняка памятен ваш первый выход на большую сцену?

-- В 1972 году я впервые вышла на сцену концертного зала Союза композиторов -- пела песни Ильи Катаева из кинофильма "День за днем". Там меня услышал Лев Иванович Ошанин и сказал: "О! Эта девочка должна петь в творческом вечере к моему шестидесятилетию! Она обязательно будет у меня петь!" Я говорю: "Лев Иванович, да как же это? Мне ведь так мало лет, я еще только начинаю, ничего еще не умею, у меня и песен-то нет!" Он ответил: "Я тебе дам песни!". Таким образом, Лев Иванович Ошанин является как бы моим крестным отцом. Он привел меня на сцену колонного зала, в оркестр Юрия Васильевича Силантьева, где я впервые пела вместе с такими прекрасными артистами, имена которых остались в народной памяти и в истории России -- Юрий Гуляев, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Клавдия Шульженко, Георг Отс. Когда я впервые выступала среди этих людей, у меня коленки дрожали! Большой оркестр, знаменитый Силантьев, артисты какие! Многих из них сегодня уже нет. Я с успехом пела песню "Ах, Наташа" и так вписалась в концерт, что Ошанин сказал: "Вот засияла маленькая звездочка на эстрадном небосклоне -- Валечка Толкунова". Я сказала, что не верю в эти звездочки, все это ерунда, главное -- работа.

"КАК ЧЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК СЧИТАЮ, ЧТО "СНЕГОПАД" -- ПЕСНЯ НЕ МОЯ, А НАНИ БРЕГВАДЗЕ"

-- То есть путь был выбран окончательно...

-- Да. Пришла пора полного погружения в жанр песни. И мне приходилось петь огромное их количество, я перелопатила горы музыкального материала -- были песни и пустые, и хорошие, и добрые. И из всего этого складывалась так называемая музыкальная практика. А из этой практики уже идет выборка песен-жемчужин, и этих жемчужин оказалось несколько десятков. К таким песням, конечно же, относится "Серебряная свадьба". Она имеет свою историю. Павел Аедоницкий написал музыку, а Екатерина Шевелева -- стихи. Они думали, что ее будет исполнять тогда еще существовавший ансамбль "Орера", и Павел Кузьмич Аедоницкий сказал: "Как красиво эта песня будет звучать с грузинским акцентом!" Я с ним согласилась. А потом вдруг ансамбль "Орера" не смог приехать на вечер, тогда Аедоницкий предложил срочно выучить эту песню мне. Я ее выучила и пела с оркестром Юрия Васильевича Силантьева. Был успех, и эта песня неожиданно открыла мне сцену, радио, телевидение, многие композиторы -- Александра Пахмутова, Марк Минков, Давид Тухманов, Эдуард Колмановский, Микаэл Таривердиев, Оскар Фельцман -- и поэты стали писать для меня. 70-е были очень насыщены работой, появилось огромное количество замечательных песен: "Старые слова", "Где ты раньше был", "Поговори со мною, мама", "Стою на полустаночке"... Кстати, песню "Стою на полустаночке" в кинофильме спела Нина Афанасьевна Сазонова. А я спела ее уже в 1973 году, так что успех этой песни мы как бы поделили пополам. Я была тогда еще молодой певицей и думала, с какой же песней мне выступить на телевизионном конкурсе. Илья Катаев предложил мне спеть "Стою на полустаночке", и получилось так, что, исполнив ее, я заняла первое место -- и по песне, и по исполнению, и по зрительским симпатиям -- и стала лауреатом этого телевизионного конкурса. Песня получила новое дыхание и стала моей, я ее пою до сих пор, пою вместе с залом. То же самое произошло с песней Алексея Экимяна "Снегопад". Я ее спела на телевидении, в передаче "Голубой огонек" к 8 Марта, а Нани Брегвадзе записала ее на радио. Алексей Экимян, светлая ему память, решил, что эту песню на телевидении должна записать я. Почему он так решил -- я не знаю. Как честный художник, относящийся к себе критически, считаю, что все-таки это песня Нани Брегвадзе -- это ее суть, и хотя я иногда пою "Снегопад" в концертах, если публика просит, но при этом всегда говорю, что это песня Нани Брегвадзе.

-- Ваши песни очень лиричны, душевны, мне кажется, что и в жизни вы такой же человек.

-- На мой взгляд, так и должно быть. Ведь люди всегда очень ценят естество. Главное -- быть одинаковым на сцене и в общении с людьми, в этом не должно быть разницы -- все должно быть честно. Тогда возникает так называемое естественное взаимодействие -- и с природой, и с человечеством, и с творчеством. Если же человек будет свой имидж изображать искусственно, когда-нибудь все равно это проявится, выплывет наружу. А подобную неестественность люди не прощают. Мне кажется, что песни, спетые мною, отвечают моей душе. Я предпочитаю петь песни сюжетные, песни, говорящие о жизни человеческой, о тех мыслях и проблемах, которые интересуют людей. И о вечном. Потому что вечное -- это любовь, это рождение детей, природа, доброта, знания и интерес к людям. Вот эти понятия для меня очень близки. И бывает так, что мне интересней общаться с мудрым крестьянином, нежели с великосветским повесой современного города.

-- Наверняка без чувств и песня хорошая невозможна...

-- Когда поешь песню, ее нужно чувствовать, необходимо прожить ее. Как можно без души петь, например, песню "Поговори со мною, мама"?! Это песня о том, чего не избежал ни один человек на свете: он рожден женщиной, которую всю жизнь называет своей мамой. Я пою эту песню и сейчас, но и прекрасно помню, как она рождалась. Владимир Мигуля, тогда еще очень молодой человек, студент консерватории, постучался ко мне в квартиру, приехав из Ленинграда -- в ободранном пальтишке, в шапочке, очень скромный -- и сказал, что написал для меня песню о маме. Я, конечно, тут же взяла ее в свой репертуар. И когда я спела эту песню первый раз своей маме, она заплакала и сказала: "Эта песня будет нравиться всем мамам". Так оно и вышло, потому что как только я спела ее на каком-то из "Огоньков", посыпалось огромное количество писем.

-- Да и не только слушателям полюбились эти песни, но и вашим коллегам, которые включают их и в свой репертуар.

-- Я не очень люблю, когда поют мои песни, потому что в них вкладываешь всю свою душу. И то дыхание, та энергия, которые были заложены тобой, не всегда, на мой взгляд, передаются другим исполнителем. Однажды одна певица спела песню "Поговори со мною, мама" на радио, после чего повалил поток писем. Мне позвонила редактор радио и сказала, что зрители категорически против этой записи и хотят, чтобы песню эту пела только Толкунова. И на радио стали давать только мое исполнение.

"КО МНЕ ПОСЛЕ КОНЦЕРТОВ ПОДХОДЯТ "НОСИКИ-КУРНОСИКИ" -- МАЛЕНЬКИЕ И ВЗРОСЛЫЕ"

-- Валентина Васильевна, наверняка многие песни, которые вы поете, связаны с вашей судьбой

-- Конечно. Например, возрастная песня "Где ты раньше был". Меня все время спрашивали: "А вы что, пережили все то, о чем поете в этой песне?" Ведь песня приходит к человеку не тогда, когда ее пытаются насадить, а приходит в момент твоей особенной привязанности, или в мгновения любви, желанной встречи или рождения ребенка. И вот песня "Где ты раньше был" пришла ко мне, когда я встретила своего мужа. А, например, песню "Носики-курносики" я начала петь в 1978 году, когда родился мой сын. Композитор из Новокузнецка Боря Емельянов принес и подарил мне эту песню, зная, что у меня родился ребенок. Потом все "носики-курносики" ко мне подходили -- маленькие, большие, даже взрослые люди -- и говорили, что воспитывались на этой песне и до сих пор поют ее. А недавно ко мне подошла одна девочка лет четырех и говорит: "Тетя, я знаю, что вы поете песню "Носики-курносики", а как вас зовут?" Я говорю: "Меня зовут тетя Валя. А если запомнишь, называй меня Валентина Васильевна. А тебя как зовут?" Она отвечает: "Вообще-то меня зовут Саша, а если запомнишь, называй меня Маша!.." Вот такая история.

-- Валентина Васильевна, география ваших выступлений очень обширна, и вы ведь достаточно много выступали за рубежом, перед нерусскоязычной аудиторией?

-- Вы знаете, язык музыки одинаков для всех. Мы слушаем Хулио Иглесиаса, Эллу Фитцджеральд, Фрэнка Синатру, может быть, иногда и не зная языка, но мы всегда чувствуем, что это прекрасная музыка. И эту музыку можно слушать бесконечно. Мы окунаемся в джазовый риф, в плавность мелодии, понимая степень ее прелести, -- и так происходит общение. Музыканты никогда между собой не воюют, они разговаривают на одном понятном языке -- языке нот. Я пела с американскими музыкантами, они мне аккомпанировали, играли, что называется, с листа, и так заинтересовались нашей музыкой, что мы стали очень добрыми друзьями и никак не могли насладиться обществом друг друга. Американские музыканты просто открыли для себя новый пласт в русской музыкальной культуре и говорили, что им никогда не рассказывали о ней.

-- Имея за плечами такой богатый опыт песенного искусства, вы могли бы определить, без чего песня не станет действительно ПЕСНЕЙ?

-- У меня много песен было и в прошлые времена, и сейчас, и всегда хотелось, чтобы они были человечными, добрыми. На что может претендовать певец? Не на свою популярность, даже не на свое я, не на свой так называемый имидж. Стремление должно проявляться во взаимодействии с народом, с атмосферой над страной. Нужно не только проникнуться ею, нужно своими песнями помогать людям увидеть надежду. В этом назначение художника.

-- А что для вас любовь?

-- Как правильно сказал поэт: "Любовь -- не вздохи на скамейке и не прогулки при луне". Но меня тронуло высказывание о любви одного философа: "Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. А соединение трех этих влечений порождает любовь". Любовь это нечто духовное, высокое, и этому высокому всегда надо уметь отдать частицу своего сердца, свои мысли, все задумки, которые есть у творческого человека, чем бы он ни занимался. Все должно идти на созидание. Поэтому если люди улыбаются, плачут, сострадают, сопереживают, слушая песню, -- это и есть те волны, которые человек, стоя на сцене, должен распространять в зал. Если же не получается, значит, твое искусство -- пустая заведенная игрушка, которая в любой момент может остановиться, лопнуть, сломаться, и никто этого даже не заметит.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавир Краснодарского края. В Москву семья переехала через год после рождения девочки. Валентина пела в детском хоре Центрального Дома железнодорожников. Закончила музыкальное училище им. Гнесиных по специальности дирижер-хоровик и Московский государственный институт культуры. В 1966 году композитор Юрий Саульский организовал вокально-инструментальный оркестр "ВИО-66", в которой Толкунова, обладательница чистого сопрано, была солисткой. В ансамбле она проработала пять лет -- с известный композитором ее связывала не только любовь к музыке, но и брачные узы. В 1972 году, после дебюта на большой сцене, стала солисткой Москонцерта. С 1987 года -- она руководила Московским театром музыкальной драмы и песни. В 1984 году певице присвоили звание народной артистки России. В 1986 году Валентина сыграла несколько ролей в спектакле "Русские женщины" и снялась в фильме "Верю в радугу". Толкунова побывала с гастролями в Японии, странах Европы, в США, Израиле. Толкуновой издано 12 пластинок и компакт-дисков.

http://www.segodnya.ua/oldarchive/c2256713004f33f5c2256e9b00375b73.html
"ПРОСТИ МЕНЯ, РОССИЯ, МОЯ РОДНАЯ МАТЬ,
ЗА ТО, ЧТО Я НЕ В СИЛАХ ТЕБЯ С КОЛЕН ПОДНЯТЬ.
ЗА ТО, ЧТО ТЕРПЕЛИВО СНОШУ И СТЫД, И ЛОЖЬ.
НО ТЫ МЕНЯ РАСТИЛА И ТЫ МЕНЯ ПОЙМЁШЬ!!!!"