Валентина Толкунова: «Жить надо так, чтобы душу не расплескать...»
22 марта - годовщина смерти всенародно любимой певицы
К этой печальной дате в издательстве «ЭКСМО» выходит книга «Я не могу иначе». Автор-составитель Анна Староминская начала работать над книжкой незадолго до смерти Валентины Васильевны. Певица рассказывала под диктофонную запись о себе, об отношении к жизни, о песнях, друзьях, творческих встречах... Частично повествование идет от первого лица. Другая часть материала появилась уже после смерти певицы. Иосиф Кобзон, Игорь Крутой, Лев Лещенко, Леонид Серебренников, Георгий Мамиконов, Карина Филиппова вспоминают о Валентине Васильевне.
«Пластические операции делают похожим на куклу Барби»
- Никаких секретов по уходу за волосами у меня нет. Я считаю, что волосы - это природа, а природу изменить нельзя. У нас в семье у всех очень хорошие волосы, которые достались по наследству и мне. Жемчужные бусы в длинной косе - не ловкий рекламный ход, а отражение меня, моих представлений о том, что красиво. Жемчужные бусы стали неотъемлемой частью моего сценического образа. В 1972 году я выступала в Колонном зале, и мне сшили для этого концерта красивое платье, расшитое жемчугом. У меня нашлась дома нитка жемчуга, я вплела ее в косу, «под платье», посмотрела в зеркало, и мне так понравилось, что я решила носить это украшение всегда. Я вообще люблю жемчуг и ношу его не только на сцене, но и в повседневной жизни.
Такой Толкунову сорок лет назад узнали и навсегда полюбили зрители.
Я отношусь спокойно не только к драгоценностям и нарядам, но и к макияжу и, если бы не сцена, никогда не стала бы пользоваться декоративной косметикой в повседневной жизни. Человек должен оставаться натуральным, как мне кажется. Не могу понять, зачем все делают омолаживающие операции. Ведь после них в большинстве случаев становишься похожей на куклу Барби. Страшно, когда люди полагают, что всеми этими подтяжками они обманут природу. Ее еще никто не обманывал. А стареть, по-моему, даже приятно.
«Сомневаюсь, что в богатых домах живет счастье»
Я стараюсь по максимуму гастролировать по стране, чтобы успеть отдать людям свое сердце через песни. Я остро чувствую, что должна очень многое отдать, и никогда не отказываюсь бесплатно выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодежи, многодетных семей. К деньгам и материальным благам отношусь очень спокойно. Меня даже можно назвать аскетом. Если появляются свободные деньги, я жертвую их церкви или могу купить и подарить кому-нибудь охапку цветов без всякого повода. Мне хочется щедро делиться теми благами, что дарит судьба мне.
Если бы я была богата, то в первую очередь построила бы школу и обучала детей сызмальства науке оставаться чистыми душой. Не светским манерам, не танцам, не искусству красиво одеваться, а - прежде всего - быть Человеком.
Возьмите в качестве примера наши богатые дома, огороженные со всех сторон высокими заборами. Я сильно сомневаюсь, что там живет счастье. У меня был знакомый врач, практиковавший частным образом. Он имел пациентов из разных слоев общества, от простых до привилегированных. Как-то он рассказывал об одной семье, жившей всемером в малогабаритной квартире в хрущевке, о том, как они дружно и хорошо жили, как садились вместе за стол ужинать, обсуждали итоги дня - они все друг о друге знали. Для моего знакомого приход к ним становился отдушиной. Изредка он садился с ними восьмым, ел простую пищу: борщ, картошку (разносолов у них не водилось), и чувствовал себя счастливым. Также посещал он огромный дом в небезызвестном престижном районе столицы, в котором жили только двое - он и она. Он жил на мужской половине, она - на женской. Детей не было, жили они очень богато, могли себе позволить купить абсолютно все, но не чувствовали друг друга, сутками не виделись, были холодны сердцем. Им было скучно. И моему знакомому было холодно в этом трехэтажном, богато обставленном доме, как было бы всякому нормальному человеку, который ищет тепла. Пока не почувствуешь потребность в тепле человеческой души, в обмене этим теплом, никогда не станешь счастлив.
«Я не могу иначе»
Я и не думаю оспаривать факт, что финансовое благополучие и комфорт упрощают быт. Моя формула душевного здоровья - жить так, чтобы душу не расплескать зазря. Лучше побыть наедине с собой, сходить в театр, послушать хорошую музыку или прочитать интересную книгу, пообщаться с интересными и близкими людьми, чем коротать драгоценное время за бессмысленными занятиями. Случалось мне сталкиваться с людьми, которые этих простых истин так и не усвоили.
Для меня самое главное в жизни - остаться человеком, и в этом, безусловно, помогает вера.
ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ
«Валя была тамадой хорошего настроения»
Лев ЛЕЩЕНКО:
- В Валю был влюблен удивительный музыкант Леша Зубов, который ходил за ней хвостиком и, по-моему, досаждал повышенным вниманием. У них намечался роман, который для Леши закончился весьма плачевно: он развелся с женой, а Валя его так и не приняла. Я отчетливо помню, как он страдал. Валя была тогда потрясающей: стройная, с роскошными длинными волосами, очень дружелюбная, спокойная, женственная. В то же время она никого не подпускала к себе слишком близко, умела держать дистанцию.
Леонид СЕРЕБРЕННИКОВ:
- Отдельно хочу рассказать о банкетах, коих было великое множество. Валя с удовольствием принимала участие в застольях после выступлений и всегда находилась в центре внимания, была «тамадой хорошего настроения».
Валентина с сыном Николаем и вторым мужем - журналистом-международником Юрием Папоровым. Он был старше ее на 24 года. И умер через два месяца после того, как не стало жены.
Помню, приезжаем мы на гастроли в Сибирь. Сидит мэр города, начинаются официальные речи, регламентные тосты. Валя ужасно не любила протокольных формальностей. Она сидела и слушала, потом тихо говорит мне на ухо: «Все, не могу терпеть. Сейчас все это поломаю». Тут же рассказала пару анекдотов, и принимающая сторона понемногу расслабилась, а еще через полчаса веселье было в разгаре. После застолья ко мне подошел помощник мэра и сказал: «Что Валентина Васильевна сделала с нашим первым секретарем? Оказался душевным мужиком! Расцвел на глазах! Мы его в жизни таким не видели!»
Вокалист Георгий МАМИКОНОВ:
- Толкуновой пришлось пережить нелегкие времена в «ВИО-66» (коллектив, в котором выступала Толкунова. - Ред.), и длилось это около двух лет. Атмосфера на репетициях была натянутой до предела, Валю даже какое-то время бойкотировали. Оценивая ситуацию сейчас, с высоты прожитого, мне кажется это излишне жестоким и неоправданным, но тогда все воспринималось намного острее и эмоциональнее, нежели видится теперь; существовало понятие «коллектив», и люди в целом реагировали совершенно иначе на романы и личные истории, воспринимая их чересчур близко к сердцу. К чести Валентины Васильевны, она сумела выстоять, оказалась очень восприимчива к нюансам, многое переняла от Юрия Саульского (руководитель «ВИО-66». - Ред.), что в дальнейшем помогло ей в карьере.
Во время гастролей в Крыму Юрий Сергеевич и Валя внезапно улетели в Москву регистрировать брак. На следующий день они вернулись, прямиком на репетицию. Надо отдать должное Вале - она никогда не выпячивала свою персону, не требовала от Саульского первых партий, несмотря на статус жены руководителя коллектива. Валя держалась скромно, просто, у нее хватило мудрости не пользоваться привилегиями своего положения. Это обеспечило ей уважение со стороны коллег-музыкантов.
Лещенко и Толкунова часто выступали вместе: они входят в число людей, с которыми прежде всего ассоциируется советская эстрада 80-х.
http://www.kp.ru/daily/25655/818198/