Автор Тема: История создания песен Валентины Толкуновой  (Прочитано 4404 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5984
    • Просмотр профиля
История создания песни "Если б не было войны"

В связи с распространением домыслов и искажённой информации на эту тему хотелось бы поделиться нашим субъективным взглядом на историю создания песни "Если б не было войны", музыку к которой сочинил композитор Марк Минков, а стихи - поэт Игорь Шаферан.

В нашем изложении мы будем опираться на известные факты, слова очевидцев, а также хронологию событий, логику и здравый смысл.

Итак...

Конец 1979 года (требует перепроверки). В Государственном комитете по кинематографии утверждаются перспективные тематические планы. В указанных планах обязательно наличие фильмов на военную тему. Георгий Марков и Эдуард Шим получают задание - подготовить сценарий для одного из таких фильмов. Поскольку сценариев на тему Великой Отечественной было более чем достаточно, они принимают решение сконцентрировать своё внимание на "противостоянии" СССР и Японии в период с 1941 по май 1945 года. Тема эта была незаезженной, поэтому могла привлечь к себе больше внимания зрителей.

По нашей оценке, съёмки фильма "Приказ: огонь не открывать" могли продолжаться с 1980 по осень 1981 года. Отснятые эпизоды сразу дали понять, что сюжет получается откровенно "слабоватым". Поэтому на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького предложили добавить в фильм песню, которая могла бы его "вытянуть". Через некоторое время режиссёры фильма, Юрий Иванчук и Валерий Исаков, обратились к Марку Минкову, который прекрасно зарекомендовал себя в военном фильме 1977 года - "В зоне особого внимания" ("а теперь привыкайте ребята к десантным, продуваемым всеми ветрами войскам").

Отснятые материалы Марку Минкову не показали, а просто дали установку на то, что фильм посвящён войне. И ещё режиссёры настаивали, чтобы песня представляла из себя марш. Однако, Марк Анатольевич наотрез отказался от песни-марша, желая сочинить "исповедь" от лица женщины, которая потеряла своего любимого на войне. Тема эта родилась не случайно. Бабушка Марка Минкова, сын которой погиб на фронте, часто в своих воспоминаниях повторяла слова: "Если б не было войны..."

И Марк Минков просит Игоря Шаферана сочинить на эту тему стихи, которые родились буквально в течение получаса, причём строчка "Если б не было войны" - идея самого Марка Анатольевича. А что касается военного марша, то по предложению супруги Марка Минкова, чтобы лишний раз не раздражать режиссеров и найти некое компромиссное решение, его проигрывали в фильме, но отдельно от песни. Всё это случилось, по нашим расчётам, в первом квартале 1981 года.

Изначально Марк Минков хотел, чтобы песню в фильме исполняла Алла Пугачёва. А далее приводим цитату Марка Анатольевича:
"Вскоре после невероятного успеха «Летних дождей», которые я написал для Аллы Пугачевой, она пришла ко мне и спросила: «У тебя есть что-нибудь еще?». И я сыграл ей «Если б не было войны». Алла тут же села за рояль и спела ее так, что у меня ком стоял в горле. «Все хорошо, — сказала она, — но стихи придется поменять». — «А чем они тебе не нравятся?» — удивился я. И Пугачева ответила: «Я же еще молодая, а там речь идет о внуках». — «Но ты ведь и в цирке не служишь, — парировал я, — а «Арлекино» поешь». Но Алла пошла на принцип."

Здесь мы позволим себе небольшое отступление. В передаче памяти Марка Минкова, которая вышла в эфир в самом начале лета 2012 года, Алла Борисовна начала нести откровенную чушь, когда Андрей Малахов спросил её, правда ли, что эту песню Марк Анатольевич изначально предложил ей. Примадонна тогда заявила примерно следующее: "Со мной люди могут ассоциировать только войну в Афганистане (но как можно ассоциировать тебя с местом, где ты ни разу не была). А та война - не моя". Хотя сам автор песни всё расставил на свои места.

После отказа Аллы Пугачёвой Марк Минков стал быстро искать другую исполнительницу, поскольку время сильно поджимало. И каким-то образом (возможно по рекомендации киностудии) выбор Марка Анатольевича пал на певицу Жанну Рождественскую. Был назначен определённый день записи, когда Жанну Рождественскую пригласили на студию.
В этот же день Иосиф Кобзон записывал там песню "Последняя минута", которая должна была войти в следующий фильм дилогии - "Приказ: перейти границу".

Режиссёров фильма на записи не было, а Марк Минков дал Жанне самые минимальные установки (спеть без надрывов и эмоций), поскольку сам не знал, в каком эпизоде будет звучать песня. Здесь мы позволим себе ещё раз процитировать Марка Анатольевича:
"Обычно в фильмах эпизод снимается под песню, здесь же времени на нее не оставили, поэтому прозвучала она в несвойственном быстром темпе. Сам того не желая, я подставил ее первую исполнительницу — певицу Жанну Рождественскую, которая пела хорошо, но темп все погубил."

Более того, не советуясь с композитором и поэтом, режиссёры самовольно убрали очень важные строки из песни, от которых, кстати говоря, отказалась и Алла Пугачёва: "Уже ходили б в школу наши внуки..."

Короче говоря, когда эпизод со звучанием песни в фильме смонтировали и показали Марку Минкову, то ему такой вариант категорически не понравился, и он сразу понял, что эта песня может быть похоронена вместе с фильмом. Но переубедить режиссёров уже ни в чём не смог.

И вот только тогда Марк Анатольевич вспоминает про палочку-выручалочку - Валентину Толкунову, которая уже не один раз спасала песни именитых композиторов, делая из них настоящие произведения искусства. Самый яркий пример - песня "Серебряные свадьбы".

А дальше события начали разворачиваться параллельно и независимо друг от друга. Режиссёры доснимали последние эпизоды фильма, не желая ничего менять и тем более - перезаписывать песню с другими голосами. А Марк Минков начал работать с Валентиной Толкуновой.

Теперь процитируем воспоминания Валентины Васильевны:
"Я помню, какой трудной была работа над песней “Если б не было войны”. Ее написали Марк Минков и Игорь Шаферан, и надо было сделать не просто песню, а песню-спектакль. Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Понимая это, думаешь, что это ведь не просто романс, спеть ее просто как романс – недостаточно. Полгода шла работа, пока внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат, скажем так, ломающие ее структуру, но создающие образ действительно спектакля – когда женщина провожает любимого на фронт и говорит: “Да разве мы прожили б друг без друга, мой милый, если б не было войны?”"

То есть получается, что, работая совершенно автономно над песней, Валентина Васильевна не знала о том, что в фильм уже был включён отдельным проигрышем марш. И только во время одной из встреч с Марком Анатольевичем Валентина Васильевна спросила его: "А что ещё есть в этом фильме?" И Марк Минков ответил: "Там есть марш." "Ах, там есть марш, так вот с него мы и начнём, - сказала тогда Валентина Толкунова!

И ещё одно важное обстоятельство. Работая над песней, Валентина Васильевна пригласила режиссёра Евгения Лаговского, который помог создать песню-спектакль. Впоследствии этот режиссёр поставил драматическую оперу "Русские женщины", где Валентина Толкунова сыграла 4 главных роли.

По воспоминаниям очевидцев, Валентина Толкунова впервые исполнила песню "Если б не было войны" на гастролях в ГДР.

А первая премьера песни "Если б не было войны" для широкой аудитории состоялась в декабре 1981 года на всесоюзном телевизионном фестивале "Песня-81". К этому моменту Валентина Васильевна уже не просто исполняла песню, а играла и проживала её на сцене.

Премьера фильма "Приказ: огонь не открывать" состоялась в феврале 1982 года. И понятно, что после Валентины Толкуновой на фрагмент из киноленты практически никто внимание не обратил.

Были конечно ещё попытки спеть эту песню, но именно в исполнении Валентины Васильевны она обрекла себя на бессмертие...
« Последнее редактирование: 17 апреля 2020, 21:07 от Людмила »

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5984
    • Просмотр профиля
"Поговори со мною, мама"
Виктор Борисович Гин рассказывает об интересных фактах истории создания песни

"К 1973 году, когда я был автором уже добрых двух десятков песен, написанных с молодыми ленинградскими авторами, городское радио приняло решение допускать песни на художественный совет только при рекомендации песенной секции Союза композиторов. И два раза в месяц одна из гостиных композиторского дома была переполнена.

Председательствовал на заседаниях знаменитый тогда Игорь Цветков, автор популярнейшей «Золушки». Однажды в перерыве ко мне подошел незнакомый паренек, худой, длинноволосый, красивый, чем-то похожий на девушку. «Меня зовут Владимир Мигуля, - представился он. – Я студент композиторского факультета консерватории. Хочу показать вам одну мелодию. Может быть, вы напишете стихи. Пойдёмте, я вам сыграю».

Я не любил и не люблю до сих пор делать так называемые «подтекстовки»: они вызывают у меня аллергию. Но мелодия была простая и задушевная, и две строчки:
Поговори со мною, мама,
О чём-нибудь поговори» -
напросились сами собой. Володя «посмаковал» их и сказал: «А что? По-моему, вполне!».

Стихи я написал почти в тот же день и вечером пошёл показывать их Володе. Он снимал крошечную комнату на последнем этаже старого петербургского дома по улице Стремянной, этакая обитель Фёдора Раскольникова (да и район подходящий). Пианино занимало чуть ли не половину убогой студенческой кельи.

Володя принял стихи сразу. Да и мне показалось, что мелодия была написана именно для этих строк.

Воодушевлённые, мы решили вынести песню на обсуждение песенной секции. Разбили её вдрызг. Кто-то из членов союза сказал, что вот у композитора Томбака есть песня о маме, так это песня. А эта - безвкусная и невыразительная. Я расстроился ужасно. После окончания заседания Володя подошёл ко мне и сказал: «Не принимай всерьёз. Эта песня нас еще покормит!»

До сих пор не могу понять, каким чутьем Володя мог предвидеть успех нашего опуса. Во всяком случае, тогда он заспешил в Москву, чтобы показать песню Людмиле Зыкиной: мы с ним решили, что такая теплая, русская мелодия ей может понравиться. Из Москвы Володя позвонил:
- Зыкина на гастролях, а песня очень полюбилась Валентине Толкуновой.
– А кто это такая? – спросил я.
– Молодая восходящая звезда, - сказал Володя.

Вот так впервые я услышал нашу песню в ее исполнении 8 марта 1973 года по Всесоюзному радио в программе "Доброе утро". И мы с Володей Мигулей сразу прославились, особенно после телевизионного фестиваля «Песня-74», лауреатами которого мы стали. А в Доме композиторов все в один голос утверждали, что никогда не ругали эту мелодию прежде."

А вот слова Валентины Васильевны о песне "Поговори со мною, мама":
"Я прекрасно помню, как она рождалась. Владимир Мигуля, тогда еще очень молодой человек, студент консерватории, постучался ко мне в квартиру, приехав из Ленинграда, – в ободранном пальтишке, в шапочке, очень скромный молодой человек, – и сказал, что написал для меня песню о маме, и проиграл ее. Я, конечно, тут же взяла ее в свой репертуар, стала работать над ней, работа была довольно долгой, потому что надо было все нюансы, все мелизмы, всю структуру этой песни проработать очень основательно. И когда я спела эту песню первый раз маме своей, она заплакала и сказала: “Эта песня будет нравиться всем мамам”. Так оно и вышло, потому что как только я спела ее на каком-то из “Огоньков”, эта песня завоевала зрительские симпатии, посыпалось огромное количество писем."

В завершении хотелось бы поделиться ещё одним воспоминанием Виктора Гина:
"В 1974 году с песней «Поговори со мною, мама» я попал на заключительный телевизионный фестиваль «Песня-74». Володя Мигуля, автор музыки, рассказывал мне, с каким скрипом песня туда прошла: шеф радио и телевидения Лапин запретил популяризировать песни авторов- евреев. Он вслух кричал на редакторском совете, просматривая записи «Голубых огоньков»: «Что за еврей там в кадре? Убрать его и песню!» Редакторы были запуганы, и облегчённо вздохнули, увидев славянскую внешность Владимира Мигули, а то кто-то по ошибке записал его фамилию - Мигуль. Встревожились поначалу: Гин - явно какой-нибудь Гинзбург, а тут ещё неизвестный Мигуль. Но, слава Богу, всё прояснилось, и песню допустили к финалу. Вообще, мы с Володей предполагали показать её Людмиле Зыкиной, но она оказалась на гастролях, и посетивший столицу Мигуля не стал долго раздумывать, когда песня пришлась по сердцу восходящей эстрадной звезде Валентине Толкуновой. Сейчас, спустя десятилетия, я отлично понимаю, что благодаря Его Величеству Случаю мы с Володей попали «в десятку», потому что убеждён, что песня живёт долгие годы только в том случае, если помимо слияния в одно целое музыки и слов она ещё ложится на голос исполнителя.

В полутёмном зале студии Останкино шла репетиция предстоящего вечернего гала-концерта «Песня-74». На сцене - оркестр радио и телевидения под управлением Юрия Васильевича Силантьева. Каждому исполнителю дано время только на единственный прогон песни с оркестром. На большее нет времени. И вот я вижу на сцене Валентину Толкунову, настоящую русскую красавицу. Оркестр начинает играть, а певица молчит. Силантьев с тревогой смотрит на неё, но времени у него нет, он доигрывает до конца.
- Что-нибудь не так? - спрашивает он Валентину.
- Нет-нет, мне надо было только послушать, как играет оркестр, - отвечает она и сходит со сцены, куда уже устремляется очередной исполнитель.
Я подхожу к Толкуновой и говорю:
- Валя, я хотел бы с Вами познакомиться. Я автор этой песни, поэт Виктор Гин.
Она расширила свои и без того большие глаза, раскинула руки и воскликнула:
- Милый ты мой! - и заключила меня в объятья.
Ощущение было такое, что мы встретились после долгой разлуки, два близких друг другу человека. И больше мы с ней не расставались до её отбытия в небеса."

В заключении хочется сказать о том, что песня "Поговори со мною, мама" обрела не только всесоюзную, но и международную популярность. И Валентина Толкунова часто исполняла её на других языках мира, в том числе на чешском языке.
« Последнее редактирование: 17 апреля 2020, 21:09 от Людмила »

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5984
    • Просмотр профиля
"Признание"
Об истории создания песни рассказывает один из её авторов, поэт Алла Гольцева

"Двадцать пять, двадцать восемь"...

Неожиданно обнаружив в интернете выложенные сразу двумя пользователями ролики с записью "Голубого огонька" на Шаболовке, я снова вспомнила довольно забавную историю "создания" этой песни.

Мелодия, написанная ещё в начале 80-х композитором Александром Колца, очень нравилась любимой народом Валентине Васильевне Толкуновой.
Процесс написания стихов на полюбившуюся знаменитой певице мелодию растянулся на целых три года: ни один из предлагаемых именитыми поэтами вариантов не устраивал требовательную Валентину Васильевну. Даже поездка в Ленинград к очень любимому Валей известному поэту-песеннику не увенчалась успехом.

И вот тогда предложение написать текст на многострадальную мелодию неожиданно поступило мне.

Я тогда слыла в музыкальных кругах "молодой, успешной московской поэтессой", пишущей на музыку, более того, пишущей просто на "рыбу" ("классным" подтекстовщиком). "Рыбой" у музыкантов называется абракадабра, эдакий бессмысленный набор фраз, цифр, какой угодно ерунды, по ритму точно ложащийся на мелодию.

В моём случае "рыба" выглядела так:
"25, 28, 25, 28,
25, 28, 25, 28,
25, 28, 25, 28,
25, 28, 25, 28".
И таких целых 3 куплета!

"Да, подумала я, "рыбка - что надо" - монотонная, унылая, без намёка хоть на какую-нибудь тему! Видимо долго ещё пролежит этот "хиток" на рояле Валентины Васильевны в ожидании "достойного текста"!

И вот, дня, эдак, через 2, через 3, бегу я на работу, естественно с сумками, как всегда, как все, несусь, боясь опоздать!
И вдруг....ну, как всегда, не вовремя: руки заняты, вокруг - спешащие на работу, такие же, как я... Перехожу со станции метро "Библиотека им. Ленина" на "Арбатскую", эскалатор летит, а у меня в голове:
"Я тоской безысходной
Твой покой не нарушу.
Только взгляд твой холодный
Видно, выстудил душу..."
и так все три куплета!

Представляю, что подумали мои сотрудницы, когда, вбежав в "офис", я бросилась к своему столу и стала записывать эти невесть откуда свалившиеся на меня "25,28"!!!

Когда Валентина Васильевна прочитала текст, в её необыкновенно лучистых, прекрасных глазах блеснули слезинки, и она, указав своим красивым, тонким пальчиком на строчки:
"Потому не спешу я
Дом покинуть постылый,
Лишь терпенья прошу я,
Чтобы ждать тебя, милый",
выдохнула: "Вот конец песни!".

С этого момента началась моя многолетняя творческая дружба с великой певицей. Валентина Васильевна спела несколько песен на мои стихи, ещё несколько - ждали своей очереди, а две, оказавшиеся последними, так и остались незаписанными..."

А премьера песни "Признание" состоялась в 1989 году в ГЦКЗ "Россия".
« Последнее редактирование: 17 апреля 2020, 21:19 от MaKoUr »