Валентина ТОЛКУНОВА: «Каждый должен искать свою песню»
"Молодежная газета" г. Уфа Опубликовано 08.03.2007
Проникновенный голос, лучистые глаза, богатая коса, переплетенная скромной ниткой жемчуга. Песни, которые, не успев прозвучать со сцены, становились народными по сути своей. Настоящий символ русской женской красоты, которая со временем стала лишь богаче и духовнее. Это все о ней – народной артистке России Валентине Толкуновой
Настоящий талант неподвластен годам и веяниям моды. Та когорта людей истинного искусства, среди которых была и Валентина Толкунова, доказала это своим творчеством. А сегодня она искренне радеет за великую культуру великого народа, принимая самое активное участие в ее возрождении. Потому и разговор с певицей волей-неволей касался этой темы.
– Валентина Васильевна, ведь наша культура не напрасно считалась величайшей в мире. Почему же все так быстро, в одночасье рухнуло и пришло в упадок?
– Я не считаю, что это произошло быстро. Вот уже 20 лет как идет обезличивание культуры наших народов. Мы все жили все-таки великой страной, мы взаимообогащались. У нас были тесные культурные связи. Я представляла культуру России не только во всех республиках бывшего Союза, но и за рубежом. Это были и тогда еще Чехословакия, и Финляндия, и Венгрия, и Германия, и Франция, все страны Европы. О нашей культуре знали и говорили даже в Японии. Я пела им «Мой милый, если б не было войны» и «Поговори со мною, мама» на японском языке, так же как в Финляндии на финском. А ведь это одни из самых сложных языков в мире. Но я их выучила, я старалась передать мелодичность и духовность нашей культуры через национальный язык. И люди проникались этим. Сейчас этого нет. Сегодня в мире идет глобализация самых различных процессов. Мы наблюдаем проникновение, смешение наций. И вроде как задача эта прогрессивная. Но на самом деле происходит обезличивание всего того, что мы называли национальными культурами. И получается неразбериха. Вы помните, пытались ввести такой международный язык – эсперанто. Он не прижился тогда, не приживется и сейчас. Это все уже было с человечеством – строительство Вавилонской башни. Вот сегодня мы к ней возвращаемся. К чему это привело, вы знаете – башня в одночасье рухнула, она не состоялась, люди начали говорить на разных языках. Сегодня мы опять пытаемся построить «Вавилонскую башню», чтобы не было своей культуры у каждого народа в отдельности. И песен, соответственно, и истории, и мелодики языка. И потому сейчас каждый выживает сам по себе.
Сегодня в школах история меняется в угоду политической моде. Я была свидетелем того, как на Украине одна и та же экскурсовод 20 лет назад говорила о Мазепе, что это предатель русской армии, предатель Петра I и т.д. А сейчас она говорит экскурсантам, что Мазепа – защитник и спаситель Украины, что ему, как и Бендере, надо ставить памятник. Я напомнила ей, что 20 лет назад была у нее на экскурсии, и спросила, почему же она сейчас с такой же убежденностью, как и раньше, говорит прямо противоположные вещи? Гид ответила: «Я не виновата, мне нужно деньги получать. Что там затеяли политики, я не знаю, но если меня выгонят с работы, будет совсем плохо». Понимаете? А нужно, чтобы люди не забывали своей истории. И детям нужно говорить почаще о том, что такое культура своей страны. Мы должны помнить, что есть некий исторический замкнутый круг. Прошлое рождает настоящее, которое, в свою очередь, породит будущее. Но потомки нам не простят нашего настоящего, того, что мы перевернули историю, что в угоду времени, в угоду политической ситуации забыли, что такое настоящая культура.
– Сегодня часто говорят о том, что талантливой молодежи очень сложно пробиться на сцену, в то время как бездарности, имеющей деньги, это сделать легко. А как вы думаете, все эти бесконечные «Фабрики звезд» – на них возможно действительно найти настоящий талант?
– Это все мыльные пузыри. Эти проекты – не что иное, как отмывание денег. Кому-то это приносит большую выгоду. Настоящие таланты остаются за бортом. А создают мнимых звезд, взращивая искусственно, выхолащивая все живое, как некую субкультуру. Ведь что такое фабрика? Это массовое производство, конвейер. А людей нельзя ставить на массовое производство. Только Гитлер в свое время пытался это сделать. К чему это привело, мы все знаем. Так нельзя и в артисте сделать все одинаковым – тембр, выражения, мысли. Я убеждена: как бы ни старался тот или иной человек войти в этот мир так называемого «звездного неба», это бессмысленно, он туда попадет в лучшем случае на несколько лет, а потом такие «звезды» лопаются, как мыльные пузыри. Человек в искусстве может состояться как личность только в том случае, если он умеет думать по-своему, который, опираясь на опыт рядом стоящих высоких мастеров, имеет свой стержень, свою линию, свою манеру поведения, свои песни. Надо быть сильным человеком и надо быть образованным человеком. Немощь рождает только немощь. А сильный артист рождает свое искусство и свой стиль в нем.
– А вам не жалко этих звездочек-однодневок, которым дали почувствовать, что такое слава, на некоторое время, а потом выкинули за ненадобностью?
– Жалко, очень жалко. Я переживала уже даже за тех детей, которые участвовали в передаче «Утренняя звезда». Потому что многие из них сломались. Я была большой противницей этого проекта. Потому что с этого возраста, когда тебе 5-6 лет, начинать играть в звезду и красить губки просто противоестественно. И все, что мы сейчас называем популярным искусством – все это одно большое казино для отмывания денег, большая игра. Очень неприятно это.
– Валентина Васильевна, а почему практически каждая ваша песня становилась шлягером, уходила в народ?
– Ну не знаю, почему (смеется – авт.). Мне кажется, просто удачно сливалась энергия поэта, композитора и исполнителя.
– И ваши песни, кажется, очень редко перепевает кто-то другой.
– Да, слава Богу, их не трогают. Как не трогают, скажем, вещи Клавдии Ивановны Шульженко. Я и не люблю, когда поют мои песни. И это не ревность, как можно подумать. На это есть несколько причин. Я считаю, что каждый певец должен искать свою песню. Зачем перепевать чужое, если у тебя есть свое, правильно? Во-вторых, песня имеет свой временной, стилистический, эпохальный характер. В-третьих, та энергия, которая заложена в песню исполнителем, ее не перебьешь чьей-то чужой, если только уж она не будет какой-то совсем сумасшедшей. Я считаю, что песни, исполненные, скажем, Софией Ротару, хороши только в ее исполнении, потому что она мастер, и она вложила в свои произведения такую энергию, что лучше нее их не исполнит никто. Равно как и песни Валеры Ободзинского. И главное – эти песни пришлись по духу народу, он вместил их в свое сердце и хочет слышать их только в том исполнении, которым они затронули струнку в душе.
– В связи с этим такой вопрос. Сегодня идет повальная ретромания – возрождаются популярные некогда ансамбли, они ездят с концертами, собирают большие залы. Как вы думаете, правильно ли это – входить дважды в одну и ту же реку?
– Я считаю, что на это нужно смотреть со стороны тех людей, которые любят эту культуру. И таких людей очень много. И песен хороших много, которые спели эти ансамбли. Значит, их нужно возрождать. Зрители ходят на их концерты, они хотят встречи со своими старыми кумирами.
– Теперь немножко о женском. Сегодня все чаще заходит разговор о том, что наша страна теряет не только культуру. Все больше женщин ищут свое семейное счастье не в России, а за рубежом, это начинает приобретать массовый характер. Что думаете вы по этому поводу?
– Все это происходит от безысходности, от желания утвердить себя и найти защитника, заступника, то плечо, на которое женщина всегда хочет опереться. Потому что даже по духовному закону женщина – создание вторичное. Она всегда должна быть защищена. И если она не находит этого здесь, она будет искать где-то еще. Другой вопрос, что женщину ведет: деньги, материальные ценности, красивые вещи, страна, машины и т.д. или любовь? Это совершенно разный подход. Если главенствует прагматизм и рационализм женского ума, а не сердце, это счастья не принесет. Но если это исходит от сердца, эмоций, не только чувственных, но и душевных моментов, такие браки могут быть счастливыми. Но это очень редко случается – и там, и у нас. Поэтому человек и ищет безустанно свою половинку и никак не может найти, спотыкаясь и ошибаясь, хватаясь за кого-то, думая, что это она и есть. А на деле выходит не так – и люди разводятся, потом опять сходятся, и так без конца, жизненным калейдоскопом. И поэтому очень опасно здесь уйти в сферу рационального восприятия слова «любовь». Потому что о любви здесь не может идти и речи. Женщина всегда практична, она ищет то место, где ей теплее. Это кошка. А кошка – животное домашнее, ей нужен свой очаг. И когда она его находит, ей там хорошо, где бы этот дом ни находился. Для страны это, конечно, очень плохо – утекают женский потенциал, красота, здравый ум. Но другой вопрос – принесет ли это счастье самой женщине, никто не знает...
– Несмотря на то что вы всегда были популярной, ваше имя не затронул ни один скандал…
– А меня и нельзя тронуть. Я ничего плохого не делала в этой жизни. Да я никому и не дамся, между прочим (смеется – авт.). Я никогда не принимала участия ни в каких вещах, которые были бы аморальны. Главное – не верить желтой прессе, чего я и советую своим зрителям и вашим читателям. Потому что все, что публикуется там – полуправда-полуложь.
– Спасибо за интервью и удачи вам!
http://mgazeta.narod.ru/2007/8_mart/1.htm