Валентина Толкунова: "Не потерять себя"
Федеральный еженедельник "Российские вести" (15)1865 25 апреля-2 мая 2007г.
Годы идут, а слава и любовь народа остается. Эта истина в полной мере относится к любимой многими слушателями певице Валентине Толкуновой. Как живется ей сейчас? Что думает она о прожитом и о будущем, о своем месте в наше непростое время? Об этом – беседа корреспондента «РВ» с эстрадной певицей.
- Валентина Васильевна, как складывался ваш творческий путь?
- Я все время прожила в Москве. С 10 лет и почти до десятого класса я пела в детском хоре, потом в ансамбле «Юность». В 19 лет я прошла конкурс в ВИА-66 на партию первого сопрано. Там я пела джаз. Мне было не страшно выступать, потому что я рано оказалась на сцене.
С четвертого класса со мной занимались замечательные педагоги-хормейстеры: Т.Н. Овчинникова, И.М. Усова. Наш детский хор всегда выступал на самых хороших площадках Москвы: Колонный зал Дома Союзов, Кремлевский дворец съездов, Большой театр и т.д. Мы пели с Ю.Силантьевым, с оркестрами Е.Светланова, А.Жюрайтиса. К нам в хор приходили и приносили свои песни Д.Кабалевский, В.Шаинский, А.Пахмутова, Н.Добронравов, Ю.Чичков. К нам приезжал Г.Свиридов. У нас был Д.Шостакович. Для нас Центральный Дом детей железнодорожников был дворцом, волшебством, таинством. Я так любила этот дом, занятия. Говорят, что человека к цели кто-то ведет… В этом я не сомневаюсь ни секунды. Меня вели к этой цели. Причем вели очень добрые, легкие, красивые руки и крылья. Впоследствии я работала с В.Шаинским, Ю.Чичковым, А.Пахмутовой. 20 лет я работала с оркестром Ю.Силантьева, пела с оркестрами п/у А.Жюрайтиса, Е.Светланова. Я работала с такими композиторами, как И.Катаев, Ю.Саульский, А.Михайлов.
- Сравнительно недавно вышел ваш сольный диск с новыми песнями – «Мой придуманный мужчина». Есть ли еще новые диски?
- Да. У меня вышло два диска для детей. Совсем недавно, в прошлом году вышел диск «Вам, мои дорогие носики-курносики». Я собрала все песни, которые пела для детей (а я много для них пела), скомпоновала и подарила их детям.
Второй диск называется «На горизонтских островах». Он связан с очень маленьким возрастом детей. Я записала его с роялем и со скрипкой - только с живыми инструментами. Потому что флейта, рояль, скрипка – это инструменты, которые ласкают душу. Это добрые инструменты, как человеческий голос. Как-то мне позвонили из института Космоса и сказали, что мой голос занял первое место по каким-то параметрам, которые отвечают за спокойствие души. Представляете, оказывается, есть такие исследования тембров голосов. Какие эмоции они несут, какая информация заложена в голосе. Эти исследования ведутся уже много лет.
- В чем, на ваш взгляд, состоит сложность профессии артиста?
- Многие недооценивают эту профессию, иногда считая ее легкомысленной. А ведь артистам бывает иной раз очень сложно, потому что они всю свою энергию, все силы тратят на других людей – на зрителей, которым нужно отдать свое сердце, свои эмоции, мысли. Но, отдав зрителю все, у тебя почти не остается эмоций для себя и своей семьи. Ты как бы обкрадываешь свою семью. Вот в чем проблема.
- А как сейчас складываются отношения с Колей, вашим сыном? Насколько мне известно, он ведь не связан с музыкой.
- Да. Он занимается малым бизнесом. Мне кажется, что сейчас мы больше объединились, чем в детстве. Прошел переходный возраст, юношеский максимализм. Мы через многое прошли, и сейчас мы стали более близки, чем раньше. Я этому очень рада, потому что мы уже разговариваем с ним на одном языке. А если и возникают у нас какие-то конфликтные ситуации, то они у нас сглаживаются. Мы умеем находить доступы друг к другу. Мы научились друг друга слышать.
- Валентина Васильевна, какую музыку вы слушаете вне зависимости от работы?
- Я не могу сказать - этого композитора люблю, а того – не люблю. Я всех люблю. Просто я давно разобралась – что моей душе полезнее. А моей душе полезней Вивальди, Григ, Чайковский, Рахманинов, Шопен. То есть все, что светло… Меня также привлекает и импрессионизм – Дебюсси, Равель. Мне нравится красочная музыка.
- А в живописи, литературе?
- Могу сказать определенно – я не люблю конструктивизм. Эти бессмысленные линии, кляксы… и наоборот – люблю символизм. Мне нравится разгадывать значение той или иной детали, вчитываться в смысл сочетания красок… Люблю поэтов-символистов. Например, Брюсова. Еще я очень люблю Б.Пастернака. У меня даже есть песни на его стихи. Кроме того, есть еще несколько песен на стихи М.Цветаевой
- Одна из песен в вашем альбоме «Мой придуманный мужчина» называется «Уходя, ничего не берите из прошлого». Применима ли эта фраза к вашей жизни? Есть ли что-то, чего все-таки не следует оставлять в прошлом?
- Там ведь есть продолжение – самое главное, в чем заключен смысл этой песни: «Уходя, ничего не берите из прошлого. Как бы вас ни жалели потом благодетели. Уходя ничего не берите из прошлого – даже чашка, порою, бывает свидетелем… Только вашу л ю б о в ь унесите с собой…» То есть то, что было связано с самым дорогим, с самым прекрасным. Мир Ваш унесите с собой. С ним нельзя расставаться. Забудьте все плохое, а все самое доброе унесите с собой. Потому что это – настоящая любовь. «Пусть сегодня застыла она от обиды…» Иногда бывает – обижают тебя, твою любовь... Это не обязательно в отношениях мужчина – женщина. Это может быть во всем: и плохое слово, и дурной взгляд, и плохой тон, и раздражение, и печали, и страдания… но это составляет сущность любви. Не унывай – вот в чем смысл этой песни. Я ее очень глубоко понимаю.
У меня мой комсомольский значок и книжка хранится до сих пор. Я никогда не была членом партии, но я была комсомолкой, я была пионеркой. Во мне мое детство – это не какая-то символика. Это мое. Этого у меня никто не отнимет. Сколько бы ни говорили, что вот, мол, были у вас какие-то походы, стройки во время студенчества. А для меня это – моя жизнь. Я где только не была и где только не пела. Иногда по нескольку раз. Я четыре раза была на БАМе (я почетная «БАМовка»), я почетный железнодорожник, почетный металлург, я заслуженный энергетик России, четырежды почетная «АРТЕКовка». Моя жизнь прошла со страной, которую я безумно люблю, любила и буду любить. Тот период, который ты прошел со страной, – это твой период. Это твоя радость. Это твое прошлое. Эта страна тебя воспитала, дала образование, она дала тебе твердо встать на ноги.
- А вы сами не пробовали писать музыку или стихи?
- Пробовала. У меня есть несколько песен, где я – автор музыки. Например: «Ох! О ней толкует полсела», «Ангел мой». Еще есть чудесная песня о Москве: «Где бы я ни бывала…»
- Если бы вы преподавали, как бы строился процесс обучения?
- С людьми надо говорить на высоком языке. Для того чтобы их интеллектуальный потенциал постоянно рос. Если же его нет – его надо наработать. Воспитать. Воспитать художественный вкус. Научить воспринимать музыку, живопись, поэзию. Каждый человек, встречая другого, должен знать, что мы должны друг друга все время подтягивать. Не спускаться вниз, а, наоборот, все время стремиться наверх. Поэтому нельзя говорить плохих слов никогда. Потому что тем самым ты человека делаешь хуже. Ты этим оскорбляешь человека. И себя. Свое достоинство.
Это и к детям относится. Надо в ребенке всегда находить самое лучшее. Никогда ему не говорить: «Ах ты, такой-сякой, лентяй, эгоист». А наоборот: «Хороший, самый лучший. Ты никогда не будешь эгоистом». Вот это самое главное для человека. Людям это сейчас просто необходимо, чтобы их не видели безликой массой. Каждый человек индивидуален.
- Вы вашим искусством воздействуете на аудиторию, делая людей чище, добрей. Насколько мне известно – вы до сих пор ведете активную концертную деятельность?
- Да. Это так. Буквально завтра я уезжаю в большую гастрольную поездку. Я буду петь в Санкт-Петербурге, в Тюмени, в Кагалыме, Сургуте, Иркутске и во многих других городах, и в Сибири, и на Урале. И где только я не пою…
- Известно, что вы очень много поете благотворительных концертов.
- Их море... Кроме этого, я шефствую над кадетским корпусом в Москве, над лицеем милиции в Пермском крае. Часто у них бываю, пою концерты, езжу на выпуски. Также я бываю и в нашем кадетском корпусе юстиции, состою у них в попечительском совете. Я являюсь членом «Благовеста» - центра народной помощи, членом Фонда Мира Москвы. Я - член правления ЦДРИ. Я много пела в госпиталях для раненых мальчиков в Афганистане, Чечне. Выступала на благотворительном концерте в Люксембурге, организованном в помощь детям, пострадавшим в Чернобыле.
- А политика? Привлекает ли она вас? Сегодня ведь многие артисты вхожи в Думу, парламент…
- Мне много раз предлагали быть депутатом, но мне кажется, что там люди меняются. Просто их жизнь заставляет меняться. Они-то в политику идут с добрыми намерениями и порой думают, что перевернут мир… Но пока идет неэстетичное отношение к человеку, до тех пор никто не справится. Я, конечно, очень благодарна людям, которые мне помогли в проведении моего юбилейного вечера, посвященного 40-летию моей творческой деятельности, в организации концерта в Кремлевском дворце съездов. Я бесконечно благодарна буквально всем. Я просто счастлива. Но себя я не вижу в политике. Лучше я на сцене своим творчеством буду делать людей чище, добрей, красивее. Мне это больше импонирует. Я живу со своей страной. Нужно жить с ней, как бы она ни была больна, и помогать ей выздоравливать.
- Чтобы вы пожелали нашим читателям?
Мой девиз – служить созиданию, а не разрушению Я хочу всем этого пожелать.
Автор - Беседовала Лада МЕРКУЛОВА.
http://rosvesty.ru/1865/guest/2860-valentina-tolkunova/