Газета «Вечерний Брест» №43,
30 мая 2007 год
Жемчужная нить Валентины Толкуновой
никогда не была предметом дамского кокетства
Татьяна Шеламова
Мы думали, что выросли на песнях «АББА», «Смоки», «Машины времени» и «Аквариума» и не догадывались, что спустя четверть века после детства голос Валентины Толкуновой напомнит нам юность в мельчайших деталях, вплоть до запахов и еле уловимых ощущений. Ее концерт - это погружение в параллельный мир настоящих чувств, где они так естественны, что всякое их описание кажется ложным (?).
«Какие старые слова, а как кружится голова » - вот уж действительно песни Толкуновой звучат четыре десятилетия (артистка недавно отметила 40 летний юбилей на сцене), а все так же глубоко трогают душу. Кажется, эстрада совершенно не то понятие, чтобы утирать слезу в концертном зале. Но Толкунова знает ключик к сердцу человека, и в воскресенье вечером пришлось не прятать далеко носовые платочки -- уж слишком многое всколыхнул ее простой, «колокольчиком» голос.
Народная артистка России Валентина Толкунова приехала в Брест, чтобы дать один концерт во Дворце культуры профсоюзов. Надо было видеть публику, пришедшую «к Вале», многие передвигались с палочкой, но пропустить такое событие не могли. «Раз в жизни» - говорили друг другу в зале. Артистка вышла к зрителю в большом красном наряде с русской вышивкой золотыми нитями и с подчеркнутой, как показалось, простотой сказала «Я очень рада, что я вновь в Бресте. Спасибо за радость общения с вами в этот день - день Святой Троицы». И публика сразу окунулась в магию её обаяния.
Трудно представить, что Валентина Толкунова начинала свою певческую карьеру в модном ансамбле «ВИО-66», где пела джазовые композиции. Тогда она была женой Юрия Саульского, который на 18 лет был старше «Валечки». Но брак распался, и, вероятно, вместе с ним из жизни Валентины Толкуновой ушел джаз. В 25 лет она осталась одна - все в жизни пришлось начинать сначала. Однажды кто-то из доброжелателей попросил у Владимира Шаинского песню для молодой артистки. Композитор достал из стола партитуру «Ах, Наташа», которую считал не самым удачным своим произведением. Валентина Толкунова впервые вплела в волосы жемчуг, вышла на сцену и удивила автора. Сам Шаинский признавался, что и не думал, будто его «Наташу» можно так чудесно исполнять.
За сорок лет эстрада сильно изменилась. Приходила мода на длинные волосы, короткие стрижки, леггинсы в обтяжку и голые пупы - Толкунова всегда была одна и та же: длинное концертное платье, нитка жемчуга в волосах. Такой же постоянной оказалась и всенародная любовь. Толкунову не просто любили, как любят популярного артиста, для многих она была членом семьи, «нашей Валюшей» всего-то потому, что песни из ее репертуара очень точно попадали в семейные хроники. Сколько было девчонок в цветастых полушалочках, мечтающих о ярком будущем? Сколько вдов, поющих «если б не было войны»? Сколько одиноких людей, к которым чувство пришло слишком поздно - «Где ж ты раньше был»? Каждая из ее песен - это история, история настоящих чувств. Быть может, лишенных некоей элитарной возвышенности и утонченности - простая история чистой любви.
Впрочем, и сегодняшние исполнители поют о любви, но так, как у Толкуновой, не получается - чтобы до кома в горле, до слез. Какая в ней тайна? Рассказывают, в детстве у неё был один поклонник. Собственно, она первая влюбилась в мальчика, который оказался ловеласом - девчонок у него было море. Но юной Валентине он признался, что не может даже дотронуться до нее - такая она искренняя и чистая. Однако другие люди, кто узнал ее значительно позже, отзываются о Валентине Васильевне несколько странно с точки зрения ее сценического образа, кто-то даже сказал «Железная Валя». Нам показалось, что это определение от истины недалеко.
Валентина Васильевна, многие люди воспринимают Вас как женщину очень нежную, но в одном из интервью человек из Вашего круга назвал Вас «Железная Валя»...
- Понимаете, продержаться все эти годы на сцене и не быть требовательной невозможно. Конечно, я очень требовательный человек к себе и к людям, это можно назвать стержнем, свойством характера. Это можно назвать и ковкой металла, когда характер вырабатывается. Наверное, он у меня выработался. В детстве я даже не думала, что когда-нибудь стану руководителем театра, директором, что я буду уметь требовать. Что я буду столько лет на сцене. Разные музыканты, разные композиторы, поэты… Мне в голову не приходило, что однажды все это надо будет ставить на свои места. Но оказалось, что надо.
Вы как-то сказали, что человек начинает стареть, когда ему нечего сказать. А в каком возрасте Вы себя чувствуете?
- Об этом не спрашивают. Но мне всегда есть, чем поделиться со зрителем. Все четыре десятка лет, что я пою, есть чувство, самое главное - это любовь.
Вы поёте песни от лица очень мудрых женщин. А в жизни у Вас всегда получалось оставаться мудрой?
- Наверное, не всегда. Какие-то моменты были упущены, какие то были случайными, о чем-то я сожалею немножко. Но, наверное, мудрость воспитывается с детства.
В ранней юности Вы пели джаз?
- Да, я пела пять лет джазовую музыку. Это было очень интересно.
Как Вы думаете, если бы по-другому сложилась Ваша жизнь, возможно, мы бы и не узнали ту Валентину Толкунову, которую любит вся страна?
- Я ничего не думаю. Я полагаюсь тут не на себя. Всегда есть нечто высшее, что нами движет. Значит, я должна была быть на этой планке.
Когда Вы спели впервые «Ах, Наташа» Льва Ошанина на музыку Владимира Шаинского, впервые вплели в волосы жемчужную нить, это было простым кокетством или таким образом искали свой имидж?
- Я ничего не делаю кокетливо. Я делаю от образа, от того, что в нем есть. Делаю то, что близко моей стране, моей земле. Все Любавы были, все женщины ходили с жемчугом - камнем, который был когда-то завезен в Россию купцами и остался здесь как камень слезы, как камень ожидания, камень нежности.
Пожалуй, все женщины Советского Союза пели Ваши песни, Вы были для них подругой, идеалом. В Вас видели что-то совершенное и, наверное, в многочисленной почте, которую Вы получали, об этом писали Вам. Как Вы жили с таким «грузом», трудно было соответствовать?
- Я никогда не ставлю перед собой цели чему-то соответствовать. Мне даже в голову это не приходит. Я живу в гармонии с собой и какими-то природными свойствами, я иду в жизни от природы.
Что Вас печалит в нынешнем времени?
- Нечестность, пьянство, воровство, непорядочность, обман.
Но, кажется, это было всегда?
- Нет, не всегда. Мы жили с открытыми дверями и не знали что такое воровство. Сейчас мы закрываемся на три замка.
Вы 25 раз были лауреатом конкурса «Песня года», финал которого 1 января смотрела вся страна. Чем был для Вас этот конкурс?
- Сейчас я в нем не принимаю участие, потому что это уже не конкурс, это не отбор. Это песни, которые в течение года исполняются на радио, в телепередачах. Они выводятся в финал конкурса, минуя народное мнение. Никто у народа не спрашивает, кто ему нравится и что ему нравится. Не проводится отборочный тур. Передача изменилась по сути, поэтому я в ней не участвую.