Автор Тема: В Волгограде  (Прочитано 939 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5990
    • Просмотр профиля
В Волгограде
« : 22 ноября 2017, 00:18 »
Цитировать
В Волгограде Валентину Васильевну очень любили - она была у нас частой гостьей. Толкунову многое связывало с нашим городом - в Сталинграде воевал ее отец. Здесь жил ее друг, любимый поэт, певец и композитор Владимир Мигуля, который подарил Толкуновой песню «Поговори со мною, мама», ставшей визитной карточкой певицы.

В первый раз Валентина Васильевна побывала в Волгограде в 1967 году. И с тех пор приезжала почти каждый год. Часто выбиралась с друзьями на турбазу на берег Волги - купались, жарили шашлыки, пели песни.

В 2005 году Валентина Васильевна даже открыла купальный сезон в Волгограде. Хотя чиновники из комитета по культуре ее отговаривали – в начале июня было еще прохладно и вода прогрелась только до 15-17 градусов. Но Толкунова была не непреклонна – везите на Волгу.

- Я и купальник с собой привезла специально – решила непременно открою сезон здесь. Для меня Волга в сто раз лучше Кипра и других модных курортов. У меня даже песня есть «Нарекли меня русским именем, нагадали мне счастья, радости, искупали меня в Волге-матушке!». Столько воспоминаний молодости с нею связаны. Помню в 70-году, мне тогда было всего 24 года, мы после концерта поехали на Волгу и ночью с Левой Лещенко катались на катере. Вода была – просто чудо!, - вспоминала тогда певица.

В 2005, после празднования 60-летия Победы, Валентина Васильевна приехала в Волгоград с другими артистами в рамках акции "Москва - городам героям". Вместе с нею, кстати, приезжал и Ян Арлазоров.

- Валентина Васильевна провела в городе два дня, гуляла по Набережной, ездила на Мамаев Курган, почтить память отца, который отстаивал каждый клок сталинградской земли. Она очень религиозный человек, ходила в храм Иоанна Предтечи, подолгу молилась, ставила свечки за здоровье - свое и близких людей, - рассказывает экс-председатель Волгоградского комитета по культуре Александр Величкин.

В последний раз Валентина Васильевна приезжала в город год назад - в марте 2009.

- Валентина Васильевна – подарок для организаторов гастролей, на нее всегда был полный аншлаг, - говорит директор концертного агентства ART Best Наталья Щербакова. – И люди на концертах плакали и смеялись так искренне... Но при этом она не чета новомодным коллективам, у которых райдеры длиною в простыню. Очень воспитанный, интеллигентный человек. Никаких капризов, даже в гримерку ничего не попросит. Мы принесли фрукты, соки, бутерброды какие-то. Спрашиваем – может еще что... А она только улыбнулась - вот именно про такие улыбки поется в песне «от улыбки станет всем светлей". Сказала, что пост великий держит. Было видно, что Валентина Васильевна после концерта устала, но она и виду не показывала – никому не отказала, со всеми желающими сфотографировалась, дала автографы.

https://www.kp.ru/daily/24459.5/621518/

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5990
    • Просмотр профиля
Re: В Волгограде
« Ответ #1 : 22 ноября 2017, 08:11 »
Недавно все мы были потрясены неожиданным - кончиной народной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. На автора этих строк известие, пришедшее в канун 65-летия Великой Победы, произвело вдвойне тягостное впечатление. Отчетливо вспомнились обстоятельства нашего недолгого, но яркого общения, которые делают окружающий мир светлым, а память благодарной. Было это в Волгограде, Курске, Белгороде

Широкая гранитная лестница ведет к аллее пирамидальных тополей, к самому верху Мамаева кургана. Она "кипит” от поднимающегося по ней народа. Идут глубоко пожилые люди, которым приходится за время подъема несколько раз останавливаться и делать передышку. На площади "Стоявшие насмерть” все люди задерживаются. Здесь находится монументальный символ самого трудного периода защиты Сталинграда


Сергей Подгорбунский
Заместитель генерального директора ВГТРК,
директор телеканала РТР (“Россия 1”), 1990-1996 годы


Марафонцы

...Декабрь 1992 года. Молодой телеканал РТР (ныне “Россия 1”), директором которого я был, получил предложение от волгоградских энтузиастов показать в эфире предстоящие всенародные празднования ключевых событий Великой Отечественной войны -Сталинградской битвы, решающего сражения на Курской дуге и других. Все носило общее название “Шаги Победы”.

Эту идею принесли в ВГТРК ветеран ЦТ, в прошлом главный редактор молодежных программ Марат Гюльбекян и трое волгоградцев - Валентин Анфимов, Юрий Буров и Игорь Санкин. Генеральный директор Анатолий Лысенко направил их ко мне. Троица возглавляла первую в стране частную телекомпанию “Телемир”. Компания была зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации в 1990 году. Министр Михаил Полторанин и известный юрист-правозащитник Михаил Федотов долго примеривались, как совершить этот “неслыханный акт" - зарегистрировать частников в телевидении", таких прецедентов не было.

Импонировало то, что новоявленные предприниматели начали деятельность не с доходной развлекаловки, а с направления, наполненного гражданским пафосом. Это выглядело крайне необычно в годы, когда все очумело бросились осваивать принцип “купи - продай"!

Тем не менее страна за несколько лет начала подготовку к 50-летию Великой Победы. Оргкомитет возглавлял Председатель Правительства России Виктор Степанович Черномырдин.

Волгоградцам удалось до него "достучаться” (в те годы в демократической России это было не так сложно), и Виктор Степанович одобрил суть предложенного проекта.

Мы в дирекции телеканала долго обсуждали с авторами массу возникающих вопросов. Изюминка заключалась в том, что передачи планировались не в отредактированных записях, а при всех возможных шероховатостях, в форме “прямого" круглосуточного телемарафона и должны были осуществляться не с помпезных московских мероприятий, а с мест исторических событий.

После обстоятельного разговора с авторами мы без колебаний приняли идею в работу. Единственным нашим условием было то, что телеканал РТР будет включать в “живой эфир” наиболее интересные фрагменты марафона.

Сегодня это не представляло бы великих проблем, а тогда, 17 лет назад, замысел изобиловал подводными камнями. Российское телевидение начинало бедновато, мы не располагали возможностью отправлять “на точки" передвижные телевизионные станции (их попросту у нас еще не было!) и все надежды зиждились на консолидации с местными коллегами, у которых были ПТС. И здесь первой скрипкой был волгоградский телевизионщик Борис Степанов, который оказывал нам всяческое содействие и помощь.

Это было первое большое вещание ВГТРК из провинции, а потому особенно волнительное.

Я вслед за съемочной бригадой отправился в Волгоград.


Время волнующих встреч

Итак, февраль 1993 года.

В большом зале волгоградского Дворца спорта огромное число людей собралось задолго до обозначенного начала. Яблоку негде упасть - для всех вход был свободным. Живы еще многочисленные ветераны Сталинградской битвы. Объятия, слезы, смех, восклицания... И неудивительно - защитники города после многих лет разлуки съехались из разных уголков страны.  Настроение у всех приподнятое, воистину торжественно-радостное. Многоцветье блестящих наград.

В фойе и при входе в зал стояли высокие стеклянные тумбы с прорезями, в которые падали как денежные купюры, так и мелочь стариков и старушек - на поддержание мемориала “Родина-мать” на Мамаевом кургане.

Импонировало то, что новоявленные предприниматели начали деятельность не с доходной развлекаловки, а с направления, наполненного гражданским пафосом

Общее состояние определяла и атмосфера, царившая на улицах Волгограда.

На фоне всего этого незаметны обычные хлопоты перед началом вещания (пробы видеосигналов, звука, последние “обговоры” с Москвой и волгоградскими коллегами о графиках включений и т.п.).

Валентин Анфимов, президент “Телемира", был от волнения бледен, хотя и пытался сохранять выдержку и спокойствие. Это было испытание и для его компании.

За сценой сосредоточены с листами бумаги Ангелина Вовк и Владимир Бе-резин, которым предстояло открыть и вести в эфире первую часть телемарафона.

Подошел Валентин и предложил скоротать время перед началом в буфетной для VIP-персон, где были накрыты столы с закусками и позже предстоял торжественный обед.

Мы с женой воспользовались предложением.

...Через все помещение в наступающем зимнем полумраке протянулся очень длинный стол, по разные концы которого расположились на почтенном расстоянии одинокий старик и женщина с мальчиком. Официант щелкнул выключателями.

- А вот и свет! - не без юмора взмахнул рукой мужчина в сторону моей жены Светланы.

Им оказался поэт Евгений Долматовский, который вел творческую мастерскую в Литературном институте им. Д.M. Горького, где работает моя Светлана. С детства и поныне меня волнуют фильм “Добровольцы”, снятый режиссером Юрием Егоровым по мотивам одноименной поэмы Евгения Ароновича, и песни на его стихи, до сих пор любимые в народе. В институте после кончины поэта и педагога была создана мемориальная аудитория его имени.

Мы познакомились, завязался интересный разговор, который неизменно окунался в темы Великой Отечественной. Долматовский, как известно, в качестве военного корреспондента, подобно многим писателям и поэтам, прошел войну вплоть до 1945 года, надев шинель еще в 1939-м. Побывал в окружении и в немецком плену, бежал и вновь - на фронт. Тема войны и патриотизма постоянно всплывала, ибо именно это качество позволило народу, обездоленному и обескровленному волнами предвоенных репрессий, нечеловеческими усилиями на стройках пятилеток, выстоять и победить.

Дама и мальчик невольно прислушивались к нам. Присмотрелись. Оказалось, это Валентина Толкунова, которая была приглашена для участия в торжествах.

При знакомстве Валентина Васильевна представила мальчика:

- Это мой сын Коля.

Она легко, как-то естественно включилась в наш разговор. Отчетливо ощущалась ее заинтересованность в трудной судьбе России, в ее будущем. Надо вспомнить обстановку, в которой жила страна в начале 90-х. Все задавались вопросом: что-то будет?! Общество, казалось, раскололось надвое: “люблю!” и “ненавижу!”.

Поглядывая на Колю, я, извиняясь за свою серость, задал Толкуновой глупый вопрос:

- Песня “Носики-курносики" посвящена вашим детям?

Я как-то никогда особо не вслушивался в текст песни, воспринимая ее целиком.

Валентина Васильевна доброжелательно улыбнулась:

- Да вы сам решайте: “Бьют часы усталыми ударами, На Земле спокойно дети спят. Спят мои отчаянные парни, Спят мои Титовы и Гагарины, Носики-курносики сопят". А ребенок у меня один - сын Коля.

Мне стало невообразимо стыдно.

Ожидание явно затягивалось. А поскольку событие было осенено нормальным демократизмом, марафон начался

...Мы переместились в зал, который млел от нетерпения. Я взял у телеоператора гарнитуру связи и спросил у режиссера в ПТС: что говорят, почему задержка?

Выяснилось, что вот-вот появятся высокопоставленные гости.

Ожидание явно затягивалось. А поскольку событие было осенено нормальным демократизмом, марафон начался.

Когда все уже, можно сказать, было в разгаре, по рядам вдруг пролетел какой-то шелест. Мы с женой, сидевшие на краю ряда, обернулись. По проходу в окружении свиты быстро шел Руслан Имранович Хасбулатов, председатель Верховного Совета Российской Федерации. Он скромно присел в первом ряду, пока ему не предоставили слова.

Через непродолжительное время в рядах новый шум.

Ведущий встречи Владимир Березин, опешив, прервал монолог.

Из конца зала к сцене мчался в сопровождении людей с короткоствольными автоматами вице-президент России Руцкой. Его появление резко и забавно, как-то по-опереточному, контрастировало с появлением главы законодателей. Ощущение, будто по гулкому полу протопал табун. Многие, особенно старики, аж рты раскрыли! У меня появилось ощущение, будто Александр Владимирович, с одной стороны, был раздосадован, что Хасбулатов со своими людьми опередил его, с другой - как бы продемонстрировал, кто в стране хозяин!

У телемарафона появилось как бы второе начало. Впрочем, “начала" появлялись и далее - все-таки событие продолжалось почти сутки и спонтанно разбилось на главы. Досталось, конечно, нашим героическим волгоградским коллегам.

Но это незапланированное действо лишь на время отвлекло от происходящего на сцене, где, сменяя друг друга, выступали защитники Сталинграда, солисты Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, группа "Лесоповал”, Владимир Буйнов...

Ангелина Вовк неожиданно для зала объявила:

- Все - участники телемарафона. Но сейчас в него включаются через телемост наши космонавты, находящиеся на орбите...


Широкая гранитная лестница ведет к аллее пирамидальных тополей, к самому верху Мамаева кургана. Она "кипит” от поднимающегося по ней народа. Идут глубоко пожилые люди, которым приходится за время подъема несколько раз останавливаться и делать передышку. На площади "Стоявшие насмерть” все люди задерживаются. Здесь находится монументальный символ самого трудного периода защиты Сталинграда


“За Волгой для нас земли нет!”

К нам подходит Евгений Долматовский. Он внимательно рассматривает грандиозный монумент, у основания которого расположены надписи: “Ни шагу назад!”, “Стоять насмерть!”, “За Волгой для нас земли нет!”- и говорит о том, что первые героические месяцы войны тоже достойны великих памятников. И хотя ему не приходилось бывать в осажденном Сталинграде, но он вдоволь, считай с первых дней, “нахлебался” лиха под Уманью. Об этом он, как мог, рассказал в повести “Зеленая брама". Мы помолчали. Вновь вспомнилось, что Долматовский побывал и в окружении, и в плену. Затем двинулись снова вверх, к Площади героев.

Здесь, возле громадной стены, выполненной в форме развернутого знамени, увидели певца Юрия Богатикова в плотном окружении поклонников - и ветеранов, и молодежи. Слушая чьи-то пояснения, он стоял в хорошо знакомой всем своей позе - широко расставив ноги, будто на сцене. Дул промозглый февральский ветер (по-моему, он здесь всегда!) Этот ветер усиливал впечатление от прочтения протянувшейся по всей стене крупной рельефной надписи: “Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?”. Память об этих людях сохранена в скульптурных группах на высоких постаментах, напротив стены-знамени. При входе в Зал воинской славы звучит скорбная мелодия Шумана “Грезы”. На расположенных по кругу знаменах нанесено свыше семи тысяч имен погибших защитников Сталинграда. Многочисленные приезжие вглядываются в алфавитные списки, высматривая знакомые фамилии - друзей? родственников?

При входе в Зал воинской славы звучит скорбная мелодия Шумана “Грезы”. На расположенных по кругу знаменах нанесено свыше семи тысяч имен погибших защитников Сталинграда

Здесь же Валентина Толкунова что-то терпеливо объясняет Коле. К ним подходит молоденькая девушка, она горячо жестикулирует. Позже, выйдя из зала на Площадь скорби, возле могилы дважды Героя Советского Союза, командующего 62-й армией, впоследствии маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова увидел их всех троих. Это было интервью для телемарафона “Шаги Победы".

Готовясь писать эти строки, я нашел и прочел “Зеленую браму" Евгения Долматовского.

“...Что такое “Зеленая брама"? -Средь холмов украинской земли Есть урочище или дубрава От путей магистральных вдали. Это место суровых событий, Не записанных в книгу побед, Неизвестных, а может, забытых... Как узнать их потерянный след?..

...Пусть война станет мирным потомкам Из легенд лишь известна, из книг, Пусть из песен узнают о том, как В бой вступают граната и штык, Но должны стать навеки живыми Наши братья из братских могил, Чтоб фамилию, отчество, имя Начертать мы на плитах могли...”

Эти строки помогли понять особое отношение Евгения Долматовского к памяти о воинской доблести защитников Отечества. Его отец был обвинен в контрреволюционной деятельности в 1938 году, расстрелян в феврале 1939-го. Реабилитирован в 1954-м. Но эта личная трагедия не поколебала патриотических чувств и поступков молодого поэта, биография которого стала гастицей биографии целого поколения.

Маршрут эстафеты международной телеакции далее пролег через Белгород, Курск, Орел, Смоленск, Таманский полуостров... Одним словом, по всем историческим вехам Великой Отечественной войны. И повсюду было немало эпизодов, связанных с каким-то всеобщим душевным подъемом народа. Помню, в гостинице города Курска, где довелось жить многим участникам, многочисленные женщины из обслуживающего персонала, наблюдая приехавших звезд эстрады, только вздыхали: ведь им не удастся попасть на концерт. Тогда я обратился к Малежику: “Слава, доставь людям радость”. А у него накануне родился сын Иван. И безмерно счастливый Малежик сложил песню, с которой и начал свое выступление в холле гостиницы, где собрался почти весь персонал, включая поваров.

Стояла неимоверная жара. В отеле не было холодной воды, мы набирали и остужали горячую, которую давали строго по часам. Но Слава был в ударе, срывая гром аплодисментов, он выступал без перерыва несколько часов.

В этих заметках рассказано о начале “Шагов Победы" - от Волгограда-Сталинграда. Но это были и первые шаги успешного сотрудничества ВГТРК, Волгоградского телевидения и первой частной телекомпании “Телемир", основанной настоящими энтузиастами.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010
Посещений:  5608


http://broadcasting.ru/articles2/event/shagi-pobedi/

http://broadcasting.ru/articles2/event/shagi-pobedi-2/partners.php
« Последнее редактирование: 22 ноября 2017, 08:20 от MaKoUr »