Неделя № 23-(795). – 1975. – 2-8 июня. – С. 9.
Певица, она же дирижер
Как правило, песни, впервые исполненные Валентиной Толкуновой, трогая своей задушевностью и теплотой, обретают популярность на долгое время. Эта певица очаровательна, изящна; в ее голосе звучит нежность, доброта, порой легкая грусть. Многие читатели в своих письмах просят рассказать подробнее о В. Толкуновой. Корреспондент «Недели» попросил Валентину Васильевну ответить на несколько вопросов.
— Как вы пришли в мир песни?
— Я выросла в семье железнодорожников. С детства мы с мамой пели на два голоса. Мама и бабушка, зная много русских песен, научили меня любить их, бережно относиться к ним. С четвертого класса я занималась в детском хоре Центрального Дома железнодорожников у Семена Осиповича Дунаевского. Там познакомилась с хормейстером Татьяной Николаевной Овчинниковой. Она и определила мою судьбу: я стала дирижером-хоровиком. Это моя специальность.
— А где и как вы её приобрели?
— Окончив школу, я вдруг получила приглашение в оркестр «ВИО-66» под руководством Ю. Саульского. Там, в вокальной группе, стала первым сопрано; пела и вокализы, и фуги, и прелюдии. Только теперь могу, пожалуй, оценить, как много это мне дало! Работая в оркестре, я поступила в музыкальное училище имени Гнесиных на дирижерско-хоровое отделение, закончила его в 1971 году, а теперь учусь в Институте культуры на дирижерско-хоровом отделении.
— Значит, собираетесь стать музыкальным педагогом?
— Я очень люблю детей и когда-нибудь, когда перестану выступать, буду работать с детьми. Заветное мое желание учить детей понимать прекрасный мир музыки, раскрывать перед ними все таинства и чудеса песни, как это сделала для меня Татьяна Николаевна. Мне хочется, чтобы мои будущие ученики сумели сохранить чистоту детских душ и свежесть восприятия на всю жизнь.
— Одной из самых популярных ваших песен стала песня о маме. Как вы выбрали ее? Как вообще работаете над песней?
— Тема песни «Поговори со мною, мама» не может не волновать сердце каждого. И я сразу же, с первого знакомства с нею, поняла, что эта песня—моя. Понимали это и авторы, Мигуля и Гин. Они ведь и написали ее специально для меня. В репертуаре у меня есть и «Деревянные лошадки» Минкова и Шима. Эти две песни как бы связаны между собой понятиями «мама» и «детство». Репетируя «Деревянных лошадок», я чувствовала: что-то не ладится, не могу передать настроение песни. Во время одной репетиции зашла приятельница и пригласила пойти в зоосад. Был выходной; в зоопарке было много детей. Почему я так подробно об этом рассказываю? Потому что рядом с детьми, с их живой и неожиданной фантазией я невольно и себя ощутила снова в детстве. И эта прогулка по зоосаду помогла найти те краски, которых недоставало.
По правде говоря, не всякая песня подходит мне — и по вокальным возможностям, и по музыке, тексту, наконец, по душевному настрою. Поэтому стараюсь отбирать песни очень тщательно, не спешить с их показом. На какой-то период «заболеть» песней! Она должна звучать во мне в любое время и всюду. Пробую спеть ее по-разному. Ищу тональность, ритм, акценты — разумеется, с согласия или после споров с авторами. Удача достигается не тогда, когда нечего добавить, а когда ничего нельзя отнять.
Рабочий день ее начинается в 7 утра. Ежедневные занятия, репетиции, записи на радио, съемки на ТВ, озвучивание фильмов, обилие встреч, разговоров, музыки, песен, переездов. И основная работа — концерты, которых в иные дни бывает по нескольку. Заканчивается рабочий день около часа ночи. Прибавьте плановые и неожиданные гастроли.
— Начало лета считается финишем творческого сезона. Какие события были для вас главными в минувшем сезоне?
—Самое главное—поездка на БАМ в составе самой первой творческой бригады. Я откровенно горжусь, что стала первой артисткой, посетившей БАМ. Вот: незабываемая поездка! Я встретила там по-настоящему мужественных, искренних и добрых людей, была поражена стойкостью их духа. Это не громкие слова, я действительно считаю бамовцев своими друзьями, со многими переписываюсь.
— Как относитесь к песням, посвященным тому или иному событию, продолжающемуся сравнительно недолго?
— Убеждена, что у гражданственной песни должна быть связь с моментом. Если в песне отражено событие и настроение — значит, она нужна. Строительство БАМа — огромное событие в жизни страны, следовательно, и в жизни каждого из нас. Пусть не все песни об этой стройке равноценны, не все станут популярными, но если хоть одному строителю БАМа станет веселее работать — значит, песня была нужна. Она должна не только услаждать, но и направлять, воспитывать.
—Не думали ли вы о выступлениях в сопровождении какого-то одного ансамбля?
— Границы эстрадной песни«размыты»;она переплетается с народной, с хоровой, с романсом. Поэтому, я думаю, не все песни требуют ансамблевого сопровождения, а если требуют, то каждая своего. Конечно, в идеале. Мне аккомпанируют блестящие пианисты: Давид Ашкенази, Лев Оганезов. Я часто выступаю с большими оркестрами, под управлением Силантьева, Бадхенз, Кальварского, Карамышева; работа с ними — школа. Наконец, «свой» ансамбль нужен артисту, выступающему с сольными концертами.
— А разве вы...
— Пока нет.
— Но в вашем репертуаре столько песен! Ленинградское телевидение показало передачу о вас — это был целый концерт!
— Нет, лишь сольное отделение. А сольный концерт состоит из двух отделений. Такой концерт — этапный отчет артиста, его творческий портрет. Громадная ответственность. Я готовлюсь к такому концерту, но исподволь, не спеша.
— Что передать от вас читателям «Недели», многие из которых ваши искренние поклонники?
— Что для артистки очень важно их чуткое, внимательное и доброжелательное отношение. Что я счастлива, если песни в моем исполнении трогают их сердца. Значит, все мы — и поэты, и композиторы, и исполнители работаем не зря.
Интервью взяла Ж. ХАИМОВА.