Королева лучезарной песни
общенациональная ежедневная газета
№ 215-216 (26636-26637) 9.07.2011г.
Валентина Васильевна Толкунова – одна из любимейших певиц нескольких поколений. Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. Она 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года». Певицей выпущены десятки грампластинок и компакт-дисков. Простым людям, составлявшим основу ее аудитории, она оставила россыпь чистых, тихих, щемящих песен. Толкунова не скакала с микрофоном, не заводила зрителей призывами поднять руки и хлопать в ладоши и не впускала в свой репертуар ни единой фривольной песенки. Она пела проникновенно и душевно, вызывая симпатии у тех, кому все эти «кривляния» поп-звезд ни к чему. Мне неоднократно приходилось встречаться с Валентиной Васильевной. И каждая встреча с ней была незабываемой. Отматываю назад ленту памяти, и прошлое становится настоящим.
Во время одного из интервью я сказал ей, что красивые женщины не старятся. И спросил: а вашей красоте расцветать, наверное, публика помогает?
– Действительно, перед выходом на сцену я всматриваюсь в зал. Так было и на концерте в Конгресс-холле, куда меня пригласили на празднование 50-летия целины. Я увидела глаза тех, кто кормит нас хлебом. Я не сторонница развлекательности. Помните, прежде даже существовал термин «концерт легкой музыки». Любая музыка должна быть лучезарной.
Я ощущаю в вашем городе симпатию ко мне и к моему творчеству. Атмосфера в Казахстане очень песенная. Да и ваша столица для меня, как красивая песня. А теплые казахстанские объятия я ощущала всегда.
– Как вы думаете, Валентина Васильевна, почему так притягательны для людей ваши песни?
– Они согреты ностальгией по детству, юности, наполнены теми чувствами, над которыми время не властно. Среди моих слушателей есть и молодые люди, и почтенные. И все они находят что-то близкое и родное для себя.
– Тексты ваших песен очень проникновенны. Как вы их выбираете?
– Мой принцип – песня должна быть добрая, светлая, сердечная. И потому я работаю только с уважаемыми композиторами. Мой эталон – Александра Николаевна Пахмутова.
Не каждый певец входит в число лучших исполнителей мира. Слава богу, мне удалось добиться признания. Виднейшие деятели культуры приняли решение выпустить несколько дисков песен Саульского, которые я исполняла в 60–70-х годах.
– Мне довелось встречаться с Владимиром Мулерманом на отдыхе в Израиле. И он очень тепло о вас отзывался.
– Я как раз о том времени и говорю. Пела я тогда у Саульского в вокальной группе, а Вадим уже был солистом. Считаю себя связующим звеном между нашими мамами и сегодняшним поколением.
– Помню вас, когда вы только, так сказать, обкатывали сцену Дворца целинников. На вас было красивое зеленое платье и те же жемчужные бусы, которые, как я понимаю, стали талисманом. Ваши концерты проходили в тот день, когда в наш город прибыла и Анна Герман.
Она впоследствии рассказывала, что долго искала по миру родных и близких, разлученных войной. И вот один из дядей – Артур – оказался в Целинограде. Он был журналистом. Мы долго прогуливались с этой неповторимой актрисой с трагической судьбой и тоже говорили о том, как в сердце рождается песня. Помните? «Один раз в год сады цветут...»
– Вы задели больную струну моего сердца. Я в Казахстан приезжала в то время, когда меня еще никто не знал. Мое детство связано с этими степями. Я была еще ученицей первого класса и навещала своего дедушку Николая Васильевича Смирнова, который здесь отбывал срок. Он отсидел в лагерях 18 лет, как враг народа. Теперь он реабилитирован. Похоронен он здесь, поэтому с Казахстаном у меня родственные связи. И они никогда не прервутся.
Каждая поездка в Казахстан для меня – и счастье, и радость. Мое почитание этой земли беспредельно. Меня очень трогают казахские мелодии. Сама степь, ее звуки, красота утренних и вечерних зорь, радуга красок, напевы домбры превращаются в волшебные звуки.
– Знаю, что в репертуаре у вас немало патриотических песен. Вы, например, на многих концертах исполняете песню о маршале Жукове. И она звучит как триумф героям войны.
– Да. К этому циклу я отношу и песни «Мой милый, если б не было войны», «Солдатские проводы», «О старом окопе».
– И тем не менее хорошая песня почему-то оттеснена потоком пошлости.
– Знаете, еще Шекспир сказал: «Музыка ужасна, когда нет такта в ней, ни меры нет». В песнях-однодневках только пустота. Такие песни не пробьются к сердцам. Вы же видите, что даже молодежные группы возвращаются к прежним мелодиям. Нельзя все время петь ерунду.
– Знаю, что в вашем репертуаре есть песни на слова Бориса Дубровина. Он часто приезжал к целинникам и писал проникновенные строки.
– Я дружу с ним. Он очень светлый поэт. Вместе со своим братом Сергеем исполняем его песню «Доброта». С братом мы поем на концертах уже 25 лет. Вместе с ним посещали знаменитый хор Дома железнодорожников, который возглавлял Семен Осипович Дунаевский. Так что у нас свой музыкальный семейный клан. Кстати, мне нравятся казахстанцы тем, что они бережно хранят родственные связи.
Я хорошо знаю Казахстан не только по гастролям, но и по горькому прошлому. Мой дедушка и многие родственники оказались в здешних краях в политической ссылке. Три года дедушка сидел в одиночной камере, а потом прошел лагеря Караганды, Кустаная, Семипалатинска и Акмолинска. А в прошлом он занимал высокий государственный пост. Был заместителем наркома путей сообщения и возглавлял Восточно-Сибирскую железную дорогу. Избирался делегатом знаменитого 17-го партийного съезда, после которого Сталин расправился со всеми его участниками. А отец прошел три войны.
Артисты такого уровня, как Валентина Толкунова, счастливцы. Ее песни пробуждали самые светлые чувства у одного из самых суровых людей – знаменитого маршала Константина Жукова, великого полководца минувшей войны. Он признавался этой русской красавице в любви, рассказывал ей, что всю войну не расставался с Евангелием.
Он молился перед каждым крупным сражением, хотя после блистательной победы над фашизмом он тоже оказался в опале, потому что Сталин боялся таких истинно русских богатырей.
Зная особое отношение людей к этой выдающейся личности, она включила в репертуар песню о маршале Жукове. Припев этой песни звучит как набат и состоит всего из четырех слов: «Победа! Жуков! Долг и Честь!»
Невозможно забыть концерт в Кремлевском дворце съездов, посвященный 40-летию творчества певицы, где она исполняла полюбившиеся многим песни вместе с Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Ренатом Ибрагимовым, Леонидом Серебренниковым, Анатолием Ермоленко и знаменитыми «Сябрами».
Она была любимицей Дмитрия Кабалевского, Дмитрия Шестаковича. Особенно сердечно она исполняла детские песни.
Вспоминается, как на одном из концертов на сцену поднялся малыш с гвоздикою в руке. Увидев его, Валентина тут же спела ему «Спят усталые игрушки, книжки спят...» Кстати сказать, Игорь Крутой, покоривший песенный олимп, был пианистом-аккомпаниатором у Толкуновой.
Однажды в Джамбуле за дастарханом она услышала звон домбры и песню Алтынбека Коразбаева. Валентину Васильевну очаровала мелодия и песня об Алматы. Она попросила сделать ей перевод и, оказавшись в новой столице, исполнила ее как признание в любви всем казахстанцам. Один куплет она исполняла на казахском языке. А на вопрос, какая песня у нее любимая, ответила:
– Та, которая нравится людям.
Валентины Васильевны больше года нет с нами, а песни ее по-прежнему звучат, излучая тепло ее души.
Моисей ГОЛЬДБЕРГ
фото из архива автора