Автор Тема: "Жила, к труду привычная". Молодая Толкунова: голос в "Известиях" 23.03.2010, 13:09  (Прочитано 1289 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Саша

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2624
  • Валентина Васильевна-Моя Любимая певица!
    • Просмотр профиля
В эту статью вошёл фрагмент беседы с Валентиной Васильевной, которая состоялась в 1975 году.



Жила, к труду привычная". Молодая Толкунова: голос в "Известиях"

23.03.2010, 13:09
Народная артистка России Валентина Толкунова умерла на рассвете 22 марта в реанимационном отделении Боткинской больницы, не пересилив болезнь, с которой сражалась последние годы. "Простым людям", составлявшим основу ее аудитории, она оставила россыпь чистых, тихих, щемящих песен. На сегодняшней эстраде таких совсем не поют, пишет газета "Известия".

В качестве юной супруги джазового мэтра Юрия Саульского и исполнительницы шлягера бывшей фабричной девчонки "Стою на полустаночке" Валя Толкунова в начале 1970-х казалась миловидной селянкой, со всей своей пасторальной бесхитростностью очутившейся в большом городе. Ну вроде доронинской Нюры из фильма "Три тополя на Плющихе" или Фроси Бурлаковой из "Приходите завтра".

А потом Толкунова рассталась с Саульским (вторым ее мужем стал журналист-международник Юрий Папоров), пришла в "Москонцерт" и как-то вдруг, непонятно, когда именно, повзрослела. Не состарилась, нет - она на протяжении всей карьеры сохраняла хорошую форму, а именно повзрослела. С точки зрения школьников, Валентина Васильевна запросто могла уже тогда восприниматься этакой поющей "училкой". В ее лучших песнях почти отсутствовали идеология и назидательность, однако все они казались очень гм... правильными и, если хотите, припорошенными сединой.

Ну вспомните - "Мой милый, если б не было войны", "Где ты раньше был", "Поговори со мною, мама", "Носики-курносики"... Словно бабушкины напевы, а ведь их исполняла 30-летняя женщина. Толкуновой была органична зрелость.

Пугачева, Ротару или Сенчина - практически ровесницы Толкуновой - выглядели на ее фоне молодыми, развлекательными "певичками", пробующими угнаться за западной эстрадой и подзадоривающими публику. Валентина брала зал открытой улыбкой, скромностью и статью. Когда она запела "Я не могу иначе", даже возникла пародия на мотив этой темы, где обыгрывалась абсолютная сценическая статичность Толкуновой: "...может, подпрыгну хоть разок - сердце мое не камень". Валентина не скакала с микрофоном, не заводила зрителей призывами поднять руки и хлопать в ладоши и не впускала в свой репертуар ни единого молодежного шлягера или фривольной песенки. Она пела обстоятельно и душевно, вызывая симпатии у тех, кому все эти "кривляния" поп-звезд ни к чему. Как говорил мой дедушка: "Вышла петь - так пой, а не ... крути". Пела Толкунова красиво, никого не перекрикивая. И к ней прислушивались.

Она умерла на 64-м году жизни. Возможно, сейчас многие с удивлением узнают о ее совсем не преклонном возрасте. Потому что для россиян Толкунова - это та же эра, где блистали Кристалинская, Магомаев, Зыкина... Она из той - широкой - эстрады. А на теперешней - суетливой, скоропортящейся - ей почти не оставили пространства.

В одном из разговоров в середине 1990-х Валентина Васильевна рассказывала мне о своих гастролях по Японии и о том, что там она весьма популярна. Нетрудно было поверить. Во-первых, Толкунова "раздувать щеки" перед журналистом явно не собиралась. Во-вторых, в Стране восходящего солнца к аутентичным чертам соседней державы всегда относятся с интересом. А "Вальюша" с ласкающим самурайский слух славянскими интонациями, душевным тембром и густой копной волос смотрелась очень эффектно.

На родине к этим чертам Толкуновой после исчезновения СССР как-то мало приглядывались. Привыкли, наверное. В сегодняшние музформаты ТВ и FM-диапазона "Носики-курносики" не засунуть никаким боком. Валентина Васильевна последние пару десятилетий искала свою публику сама. Много гастролировала по провинции и бывшим советским республикам. На одном из таких концертов в середине февраля нынешнего года в Могилеве ей стало плохо, и ее забрали прямо со сцены в реанимационное отделение местной больницы. Красивая жизнь быстро полетела к финалу... Наверное, Толкунова знала, что времени впереди мало. Несколько лет назад ее оперировали по поводу рака груди, провели курсы химиотерапии. Летом прошлого года - новая операция - по удалению злокачественной опухоли мозга...

Какое будущее уготовано ее шлягерам - не угадать. Но по крайней мере одна колыбельная звучала и продолжает звучать для каждого рожденного в этой стране. Как гимн или не заглушаемые никаким временем позывные детства. "Спят усталые игрушки" - это теперь памятник Толкуновой, ее завещание и излучаемый ею вечный свет.

Прощание с Валентиной Толкуновой состоится 24 марта в московском Театре Эстрады. Похоронят Валентину Васильевну на Троекуровском кладбище.

Молодая Толкунова: голос в "Известиях"

Валентина Толкунова долгие годы была хорошим другом "Известий". Знаменитые сборные концерты, которыми традиционно открывался хоккейный турнир на приз нашей газеты, никогда не обходились без ее участия. Самая женственная звезда советской эстрады только восходила, а "Известия" уже публиковали интервью с ней. Предлагаем вам фрагменты беседы 1975 года...

известия: Как вы пришли на сцену?

Валентина Толкунова: Я выросла в семье железнодорожников. С детства пела с мамой на два голоса. Мама и бабушка знали много русских песен, научили меня любить их, бережно к ним относиться. Мы переехали в Москву, и с четвертого класса я занималась в детском хоре Центрального дома детей железнодорожников у Семена Осиповича Дунаевского. Там познакомилась с хормейстером Татьяной Николаевной Овчинниковой. Она и определила мою судьбу: я стала дирижером-хоровиком. Это моя специальность.

и: Где и как вы ее приобрели?

Толкунова: Окончив школу, я вдруг получила приглашение в оркестр "ВИО-66" под руководством Юрия Саульского. Там, в вокальной группе, стала первым сопрано, пела и вокализы, и фуги, и прелюдии. Только теперь могу оценить, сколько мне это дало. Работая в оркестре, я поступила в Музыкальное училище имени Гнесиных на дирижерско-хоровое отделение, закончила его в 1971 году, а теперь учусь в Институте культуры на дирижерско-хоровом отделении.

и: Собираетесь стать педагогом?

Толкунова: Я очень люблю детей и когда-нибудь, когда перестану выступать, буду работать с детьми...

и: Как вы относитесь к песням, посвященным тому или иному событию?

Толкунова: У гражданственной песни должна быть связь с моментом. Если в песне есть событие и настроение, значит, она нужна. Скажем, строительство БАМа - огромное событие в жизни страны. Пусть не все песни об этой стройке равноценны, но если хоть одному строителю БАМа стало легче работать - значит, песня была нужна.

и: Что передать от вас читателям нашей газеты?

Толкунова: Что для меня очень важно их чуткое, внимательное, доброжелательное отношение. И я счастлива, если песни в моем исполнении трогают их за сердце...

Эти песни знала вся страна

"Стою на полустаночке" (музыка И. Катаева, слова М. Анчарова)

"Серебряные свадьбы" (П. Аедоницкий - Е .Шевелева)

"Деревянные лошадки" (М. Минков - Э. Шим)

"Поговори со мною, мама" (В. Мигуля - В. Гин)

"Носики-курносики" (Б. Емельянов - А. Булычева)

"Где ты раньше был" (Э. Колмановский - Е. Долматовский)

"Старые слова" (О. Фельцман - Р. Рождественский)

"Мы на лодочке катались" (народная)

"Если б не было войны" (М. Минков - И. Шаферан)

"Песенка без конца" (Э. Колмановский - И. Шаферан)

"Я не могу иначе" (А. Пахмутова - Н. Добронравов)

"Я деревенская" (В. Темнов - П. Черняев)

"Сорок пять" (В. Добрынин - М. Рябинин)

"Спят усталые игрушки" (А. Островский - З. Петрова)

"Кабы не было зимы" (Е. Крылатов - Ю. Энтин, из мультфильма "Зима в Простоквашино")

Эдуард Хиль: Спокойная и гордая

С Валей мы познакомились несколько десятилетий назад. Это было в Москве, у композитора Павла Аедоницкого. Он сказал, что есть очень талантливая девочка и с ней обязательно нужно спеть дуэтом. Тогда ведь нельзя было просто так попасть на телевидение, а Валечка очень хотела. И вот Аедоницкий написал "Белую землю" на стихи Юрия Визбора - мужской голос и женский, специально для нее. Мы с ней спели, показали запись дирижеру оркестра телевидения Юрию Силантьеву, ему очень понравилось. Так Валечка впервые попала на телевидение. Потом мы с ней еще несколько раз вместе пели. А потом уже она сама стала выступать. Лучшие композиторы писали для нее одной... Ее вся страна любила, потому что она олицетворяла собой женщин с нелегкой судьбой, прошедших, может быть, войну, голод... Она и сама была очень похожа на тех женщин, о которых пела. Спокойная, гордая, всегда со всеми очень ровная. Никогда не гордилась тем, что знаменита...

Иосиф Пригожин: Она не была частью шоу-бизнеса

Таких талантливых артистов, как Валентина Толкунова, в нашей стране немного. Она не была членом сообщества под названием "шоу-бизнес". И потому оказалась среди талантливых людей, вычеркнутых из современной сценической жизни. Мы начинаем вспоминать о них либо только на грани их смерти, либо уже после их ухода из жизни. И это очень печально. Нам необходимо по-настоящему задуматься о таких людях. Не только помогать им материально, но и оказывать внимание, которого они, безусловно, заслуживают. Я всегда относился к Валентине Толкуновой с уважением и симпатией. Если бы мне представилась возможность продюсировать творчество Валентины Васильевны, я, конечно, согласился бы. Потому что она - профессионал высшей пробы.

http://www.upmonitor.ru/news/russia/808986a/
"ПРОСТИ МЕНЯ, РОССИЯ, МОЯ РОДНАЯ МАТЬ,
ЗА ТО, ЧТО Я НЕ В СИЛАХ ТЕБЯ С КОЛЕН ПОДНЯТЬ.
ЗА ТО, ЧТО ТЕРПЕЛИВО СНОШУ И СТЫД, И ЛОЖЬ.
НО ТЫ МЕНЯ РАСТИЛА И ТЫ МЕНЯ ПОЙМЁШЬ!!!!"