Валентина Толкунова существует так, как ей удобно
"Северное побережье" Эстония 23.02.2007г
"Словно и не было десятков лет..." - с этой мыслью растроганные зрители расходились после концерта народной артистки России Валентины Толкуновой. Красивая, энергичная, с прекрасным сильным и одновременно нежным голосом. Песни знакомые и любимые, а несколько новых - такие проникновенные, что вонзаются в самое сердце. Можно быть уверенным, их тоже запомнят и будут любить через десять, через двадцать и через много-много лет... Полный зал Йыхвиского концертного дома встречал любимую артистку с восторгом, она отвечала тем же - огромной любовью, уважением и желанием подарить как можно больше тепла.
Уставшая после длинной дороги и концерта, Валентина Толкунова все же согласилась немножко поговорить, подчеркнув, что искренне рада тому, что в маленьком эстонском городке Йыхви, где она не выступала лет 10-15, ее по-прежнему любят и ждут.
- Времена меняются быстро, а смотришь на вас - и кажется, что время остановилось: такие же шикарные платья, густые длинные волосы, украшенные крупным жемчугом... Вы во многом неизменны себе?
- Во многом. Просто есть какая-то суть, образ, любовь и привязанность. Консерватизм, наверное, существует в каждом человеке, во мне особенно. Но не потому, что я держусь за свой образ, я не хочу его менять, потому что мне так удобно. Я ведь не для кого-то существую, а для себя. И для того чтобы мои песни соответствовали моему женскому имиджу. Представляете меня в чрезмерно открытом платье, бриллиантах и мехах с песней "Стою на полустаночке"?.. Смешно и нелепо.
- Вы сама себе стилист?
- Считайте, что так. Хотя мои платья - во многом заслуга архангелогородских мастеров, которые когда-то даже образовали театр моды, в нем работали режиссеры, музыканты, художники, модельеры. К сожалению, этого прекрасного театра уже нет, но мастера остались - и все три платья, в которых я сегодня была на сцене, сшиты в Архангельске. Естественно, я участвую в процессе изготовления костюма - на примерки на самолете летаю. Для меня это тоже творческий процесс. Очень чту чистоту стиля, не люблю ни в чем эклектики. Внутренне я за классику и всю жизнь этого придерживаюсь - на сцене, в доме, в одежде, в состоянии настроения, прическе.
- Сегодня прозвучало много нежных песен не просто о женской судьбе, о материнской доле. Вы прочли очень проникновенные стихи, так передавать чувства может только человек, испытавший их. Вы счастливая мама?
- Мать не может быть несчастливой. Если женщина родила ребенка - это уже счастье. Что бы ни было, как бы ни было, мать должна нести в себе счастье материнства, радость от того, что существует человек, которого она родила, и давать ему возможность быть лучше, чище. Мать - всегда борец, и я считаю, что когда можешь дать детям в характере, поведении, здоровье, путешествиях, знаниях - ты должен отдавать. Знаю, что только в одной стране мира - в России - бабушки и дедушки работают на своих внуков, чтобы помочь им. Но я это понимаю и принимаю.
- Вы тоже бабушка?
- Еще нет. Но когда меня маленькую в детстве спрашивали, кем я хочу быть, я отвечала: бабушкой.
- Наверное, со мной согласятся многие - сегодня вы не просто пели на сцене, не просто играли, а буквально "проживали" песни вместе с публикой. Эмоции перехлестывали до слез в глазах, а мужчины, преподнося цветы, вслух признавались вам в любви. У вас всегда так?
- Концерты бывают разные, от настроения зависит. Сегодня в зале многие плакали, и для меня это стало проникновением, вызвало сентиментальные чувства, воспоминания. Происходило нечто большее, нежели просто концерт, - поток любви из души и от сердца к сердцу. Я это всегда в зале чувствую и отвечаю соответственно.
- Что связывает вас с Эстонией?
- Очень многое. У меня несколько правительственных грамот - от Казахстана, Украины и Эстонии. Вручили еще во времена СССР, но я очень дорожу этими наградами, потому что это не формальность, а признание народа. Дорожу каждым музыкантом, с которым сталкивала судьба, - в Эстонии это прекрасный джазовый исполнитель Эрик Клас, Пеэтер Сауль. Давний друг Геннадий Подельский тоже жил под Таллинном. Я носила своего ребенка в Хаапсалу! Мы отдыхали в Эстонии целый месяц. Много добрых воспоминаний, связанных с вашей страной. В Таллинне я снимала фильм "Верю в радугу", целый месяц мы жили в гостинице "Виру". Вспоминаю это время с огромным удовольствием - ездили на берег моря, я стояла на утесе и пела, а люди собирались, слушали, аплодировали...
- В конце 80-х годов вы создали в Москве свой театр песни, что в нем сейчас происходит?
- По-моему, прекрасный концерт получился к сорокалетию моей творческой деятельности, с которым мы выступали в Кремле.
Готовим новый спектакль, правда, пока не знаю, какие в нем будут действующие исполнители, мы приглашаем артистов по договорам - певцов, танцоров. Среди постоянных участников только я, мой родной брат - народный артист России исполнитель романсов Сергей Толкунов и ансамбль "Элегия".
- Из молодого поколения эстрадных артистов кто вам нравится?
- Трудно сразу ответить. Сейчас нет жизни, вернее, души на эстраде. Все, что не духовно, мне не нравится. Все, что разрушает, тоже не нравится. Я в этом не участвую. Смотреть приходится, ведь я с этими молодыми участвую в одних концертах. Но я не ретроградка, которая не принимает критику. Хочется в каждом жанре искусства, особенно в песне, увидеть прежде всего цель, идею, зачем и для чего это создавалось.
- Поэтому ваши песни и живут по 40 лет. А новые появляются редко?
- Нечасто, хотя репертуар уже так широк, что если их все спеть, концерт растянулся бы на три дня. Недавно вышли новый альбом "Мой придуманный мужчина" и сборник детских песен "На горизонтских островах". Я не буду петь песню со сцены до тех пор, пока она меня со всех сторон не начнет "обволакивать": я с ней сплю, с ней дышу, просыпаюсь и знаю, как сделать, чтобы она стала единым организмом со мной и ушла к зрителям такой же, чтобы они точно так же почувствовали. Только тогда она зазвучит. Музыка эмоций пониже спины, что часто присутствует на современной сцене, мне не интересна.
- Сегодня мы убедились, что ваш талант не только не исчез, наоборот, обрел новые грани. Но почему вас так мало слышно в радиоэфире и видно по телевидению?
- Именно потому, о чем мы только что говорили. Принципиально не хочу участвовать в разрушении душ. Не приемлю все, что касается негатива, пошлости, вульгаризма и бездуховности. Но никого не осуждаю: пусть каждый занимается своим делом - кому-то это нравится, кто-то в этом участвует, кто-то как в море в этом плавает. Раз это принимают, значит, это кому-то нужно.
Я не заражена безнравственностью, и мне нравится быть такой, как есть. Поэтому не на все иду в этой жизни и сама отказываюсь от таких станций, от телевизионных передач. Мне не нужно экспериментировать, и для меня самое главное - это естественное состояние жизни, общение с людьми и выражение своей воли, своей души. Если жизнь вокруг не соответствует моим понятиям, я в это не внедряюсь.
А выступлений у меня более чем достаточно - недавно в Москве на 65-летии Льва Лещенко пела, участвовала в концерте, посвященном выводу войск из Афганистана, в концерте памяти Григория Пономаренко. Часто приглашают на закрытые вечера, всякие правительственные мероприятия. Да и езжу много.
- Откуда берете энергию для работы?
- Собираю, коплю. К большим концертам много готовлюсь. Весь январь практически не выступала - после большого юбилейного концерта в Кремле 16 декабря нужно было скопить силы, чтобы вновь выйти к публике, я не имею права выйти просто так и работать вполсилы.
- Кого вы сегодня назвали бы любимым автором?
- Марк Минков, написавший песни "Мой милый, если б не было войны...", "Ускакали деревянные лошадки" и многие другие. Евгений Крылатов - "На этой огромной планете снов", "Кабы не было зимы?" и прочие. Александра Пахмутова - "Я не могу иначе", "Россиянка", "Гроздья рябины". Оскар Фельцман - "Старые слова", Илья Катаев - "Стою на полустаночке...". Он уезжал в Америку, но, слава Богу, вернулся - и сейчас мы с ним затеваем новый цикл.
- Значит, вашим поклонникам есть что ждать?
- Надеюсь, что сделаю новый песенный спектакль на стихи Карины Филипповой, музыку пишут разные композиторы. Это чисто женское - о жизни, любви, чувствах, материнстве... Несколько песен из него я исполнила сегодня, например, прекрасный романс "Чужой помады след".
Ирина КИВИСЕЛЬГ
http://rus.pohjarannik.ee/modules.php?name=News&file=article&sid=3850