Автор Тема: Такая женщина могла родиться лишь в России!  (Прочитано 1310 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5990
    • Просмотр профиля
http://нашбийск.рф/obshhestvo/kultura/takaya-zhenshhina-mogla-roditsya-lish-v-rossii.html

Оффлайн Людмила

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3173
    • Просмотр профиля
Костя, поздравляю! Хорошее интервью!

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5990
    • Просмотр профиля
Первая публикация о нас. Радиопередача уже есть. Остаётся телепередача :) 

Оффлайн Лариса

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1093
    • Просмотр профиля
Костя , примите и мои поздравления. Очень рада за вас. Спасибо за ваш очень интересный рассказ о встречах с Валентиной Васильевной .
Довольна я своей судьбою,
Того, что пройдено, не жаль.
Но как мне хочется порою
Вернуть безоблачную даль.

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5990
    • Просмотр профиля
Немного подкорректировали публикацию. Теперь вроде без ошибок :)

И конечно жаль, что автор на своё усмотрение удалил ряд "острых моментов", на которые я специально делал акцент. Но в конце концов - он же и редактор и финальный светофор перед "выпуском в печать".

Оффлайн MaKoUr

  • Administrator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5990
    • Просмотр профиля
Публикую первоначальную редакцию интервью.

- Константин, как и когда вы пришли к творчеству легендарной русской певицы Валентины Толкуновой? Были ли вы знакомы лично, и если да, то вспомните наиболее яркие моменты ваших встреч.

- Здравствуйте, уважаемый Виталий. Прежде всего я хочу выразить Вам огромную благодарность за то, что Вы согласились взять у меня это интервью. Ранее нигде и никогда не публиковались статьи, посвящённые работе по упорядочиванию огромного творческого наследия Валентины Толкуновой. Надеюсь, что мы с Вами сможем отчасти устранить эту несправедливость.
Мне хотелось бы основную часть нашего разговора посвятить Валентине Васильевне. И тем не менее сначала я расскажу о том, как «пришёл» к её творчеству.
Я родился и вырос в обыкновенной русской семье. И думаю, что в детстве на мои музыкальные предпочтения повлияло то, что мои родители любили слушать классику советской эстрадной песни. У нас, как и во многих домах, с 70-х годов был проигрыватель и довольно неплохая коллекция виниловых пластинок. И когда я научился самостоятельно с ними обращаться, то, оставаясь дома один, частенько запускал записи наших мастеров, в частности альбомы Николая Гнатюка «Птица счастья» и «Малиновый звон».
Но вернёмся к Валентине Васильевне… С 80-х годов я очень хорошо запомнил мультфильм «Зима в Простоквашино», где в конце звучит песня «Кабы не было зимы», и кинофильм «Чёрный принц», где Валентина Васильевна играет эпизодическую роль и исполняет песню на музыку Исаака Шварца и стихи Владимира Высоцкого «Не уезжай насовсем». Посмотрев этот фильм, я сразу обратил внимание на очень красивую девушку в чёрном платье. Был по-детски страстно влюблён в этот образ, но непродолжительное время.
В целом же хочется сказать о том, что период с 80-х годов по 2008 год я воспринимаю, как некую собственную спячку: то есть с одной стороны такое впечатление, что знал Валентину Васильевну всю жизнь, а с другой по непонятной причине осознал, что этот человек для меня значит, только когда мне исполнилось 28 лет.
Вместе с тем следует учесть ещё одно обстоятельство. С 1997 года родители подарили мне персональный компьютер. И примерно в это же время я приобрёл на популярном митинском радиорынке компакт-диск «360 песен Владимира Высоцкого». С тех пор также считаю себя почитателем его творчества, хотя далёк от темы скрупулёзного изучения творческой биографии. И поэтому в период 1997 – 2007 годов я в основном слушал и открывал «своего Высоцкого». Сами понимаете, что на фоне воцарившейся тотальной культурной деградации в России, его песни, в которых есть мысль и запоминающаяся мелодия, были своеобразной отдушиной. И я просто не хотел выходить за рамки созданного своего мира, думая, что мне этого будет достаточно. Кроме того, хорошо известно, как «часто» Валентину Васильевну показывали по центральным каналам нашего телевидения после развала Советского Союза.
Но шло время, и к началу 2008 года, уже зная довольно неплохо большинство песен Владимира Семёновича, я почувствовал, что мне уже тесно в этих рамках. Хотелось чего-то ещё, но сопоставимого по уровню исполнительского, поэтического и музыкального мастерства.
И вот тут наступил некий поворотный момент. Совпал ряд событий, а именно ровесники смогли меня уговорить зарегистрироваться в набирающей популярность социальной сети «вконтакте», и ещё мне прислали несколько фонограмм известных песен советского периода, в том числе в исполнении Валентины Васильевны.
Помню, что одна из первых видеозаписей песен Валентины Васильевны, которую посмотрел в той же социальной сети «вконтакте» - знаменитая «Стою на полустаночке» из фильма-концерта «Поёт Валентина Толкунова» 1974 года. Мне очень сложно описать тот огромный поток эмоций и чувств, который бушевал во мне, когда я смотрел на молодую статную красавицу с шикарной косой. Мысли, которые неотступно крутились в голове, сводились примерно к следующему: «Такая ЖЕНЩИНА могла родиться только в России».

 

С этого времени, то есть с ноября 2008 года, я начал на просторах сети «Интернет» лихорадочно искать любые видеозаписи с Валентиной Васильевной. Сначала конечно шли песни, одна краше другой. И каждый раз, просматривая новые материалы, я удивлялся, насколько она может быть разноплановой. Самый яркий пример – песня «Немое кино». Когда знакомишься с творчеством любимого тобой человека по каким-то классическим известным его произведениям, а потом находишь совершенно нетипичную, необычную для него, но не менее прекрасную и интересную песню, то чувства нового открытия захлёстывают тебя с новой силой.

 

Теперь расскажу о том, как я познакомился с Валентиной Толкуновой.
Итак, начало 2009 года. Я словно губка жадно впитывал любую новую информацию о Валентине Васильевне на просторах сети «Интернет». В это время смог также отыскать ряд передач и интервью с её участием, например, «По волне моей памяти». И когда их просмотрел, то Валентина Васильевна для меня открылась с ещё одной стороны. Я был просто поражён энциклопедичностью её знаний. Она помнила всех наших выдающихся композиторов, поэтов, музыкантов и исполнителей, с которыми на протяжении десятилетий работала, и могла о многих рассказать интересные факты из их творческой биографии.
А в один из весенних дней я увидел на улице афишу «Валентина Толкунова. Как быть счастливой». Сразу же конечно заинтересовался этим мероприятием, точнее говоря спектаклем, и стал думать, как попасть на него и посмотреть.
И так совпало, что через портал мой мир mail.ru я вышел на связь с помощником Валентины Васильевны, который к тому времени вёл её страничку. И мне пообещали, что в день премьеры, 12 мая, я смогу приехать и купить билет. Однако накануне я сильно простудился, заболел и не смог попасть на премьеру, о чём естественно сильно сожалел.
В это же время я познакомился с будущим модератором нашего форума «Валентина Толкунова: творчество и судьба» Людмилой Кондрашовой, почитательницей творчества Валентины Васильевны с 80-х годов. Мы объединили наши усилия и создали Сообщество почитателей творчества Валентины Толкуновой на портале мой мир mail.ru.
Прошло несколько недель, и мы стали думать, каким образом можем познакомиться с Валентиной Васильевной лично и рассказать ей о начале нашей работы по сохранению её творческого наследия. Была надежда на то, что можно будет поздравить Валентину Васильевну с Днём Рождения 12 июля, однако и здесь как в народе говорят «не срослось».
Наступила осень – традиционная пора начала сезона концертов и прочих культурных мероприятий. И вот, наконец, нам представилась первая реальная возможность осуществить задумку. 23 октября 2009 года в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко был запланирован юбилейный авторский вечер Александры Пахмутовой. Валентина Васильевна разумеется была заявлена. В этот день, пораньше отпросившись с работы, мы поехали на концерт. Нас провели через служебный вход по «списку Валентины Толкуновой». Когда вышли из коридора в фойе, столкнулись лицом к лицу с Евгением Павловичем Крылатовым. Я, увидев живую легенду, вошёл в ступор, а Людмила не растерялась, улыбнулась ему и сказала: «Здравствуйте, Евгений Павлович! Нам очень нравятся Ваши песни!» Он очень интеллигентно и по-доброму улыбнулся в ответ.
Поскольку я впервые в жизни был на подобном мероприятии, то просто обалдел от такого огромного количества живых мэтров. Только представьте – мимо то проходит Иосиф Кобзон, то Элина Быстрицкая…
Но прозвучал третий звонок, и мы пошли рассаживаться. Нам достались довольно неудобные места на балконе, но зал был переполнен, и возможности найти что-то получше не было никакой.
Валентина Васильевна выступала ближе к концу вечера, и ждать её пришлось довольно долго. Но вот заиграла знакомая вступительная мелодия и мы пристально стали смотреть на сцену… А Валентины Васильевны всё нет и нет. От нетерпения я сидел словно на иголках. Казалось, что оркестр два лишних раза проиграл вступление целиком. И тут вышла Валентина Васильевна…
Самые сильные мои эмоции были в данный момент связаны с тем, что я впервые вживую увидел на сцене человека, творчество которого полностью поглотило меня.
Валентина Васильевна исполнила только одну песню – «Я не могу иначе», сказала добрые слова Александре Николаевне и ушла со сцены. И мы сразу же засобрались, вышли из зала, направились в фойе и потом на улицу, поскольку для попадания к гримёрке Валентины Васильевны нужно было снова зайти через служебный вход по спискам.
Проделали весь путь, подошли к заветной двери и стали ждать, поскольку Валентина Васильевна ещё не появилась. Стоим – а коленки трясутся. Ведь сейчас будем лично общаться с народной артисткой России!
И вот появляется ОНА. Но сначала ещё пришлось немного подождать, пока Валентина Васильевна общалась с Евгением Крылатовым, согласовывая ряд деталей своего участия в грядущем юбилейном концерте Евгения Павловича, о котором я расскажу чуть позже.
После этого Валентина Васильевна подошла к нашей группе. Её сначала познакомили с Людмилой. А после я, уже осмелев, рассказал Валентине Васильеве о том, что мы создали на mail.ru наше Сообщество, в котором уже несколько тысяч человек. И Валентина Васильевна, словно подыгрывая нам, немного наивно спросила: «А можно мне присоединиться к вам?» Мы естественно с радостью согласились и сообщили ей все необходимые реквизиты.
Стоя рядом с русской королевой, я любовался её статью и роскошной косой, к которой очень хотелось прикоснуться. Когда она смотрела на меня своими прекрасными глазами, то бросало в жар.
Тем не менее смог собраться с мыслями и сказал ей следующие слова: «Валентина Васильевна, я – ещё почитатель творчества Владимира Высоцкого и считаю, что Вы, как и он, - голос, душа и совесть России. Все Ваши песни по праву считаются маленькими спектаклями, потому что при всей кажущейся простоте, Вы вкладываете в их создание всю свою душу и очень много работы, чтобы они звучали чисто и сразу попадали человеку в сердце, и не просто попадали, а оставались там навсегда. И если, условно говоря, на одну чашу весов положить всю Вашу работу, связанную с организацией выступлений, записей на радио, телевидении и так далее, а на другую – только Вашу работу над песней, то я уверен, что вторая чаша перевесит. Спасибо Вам за это, Валентина Васильевна». Мой комплимент Валентине Васильевне понравился, и она поблагодарила меня за проницательность, что конечно же было очень приятно услышать.

 

После этого совершенно неожиданно нам предложили вместе сфотографироваться. И Валентина Васильевна взяла нас за руки. Конечно сейчас сложно вспомнить и передать всё, что я тогда чувствовал. Сильно робел, но ощущения были незабываемые. Домой мы возвращались окрылёнными.
Вторая наша встреча с Валентиной Васильевной состоялась 17 ноября 2009 года во время юбилейного вечере Евгения Крылатова, о котором уже сказал. Концерт также проходил в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
К этому событию мы тоже хорошо подготовились. Съездили в Гостелерадиофонд России и достали информацию о редких концертных записях с участием Валентины Васильевны, а ещё купили несколько дисков с песнями в её исполнении.
Всё получилось по похожему сценарию. Прошли через служебный вход, попали в зал, дождались выступления Валентины Васильевны и послушали «Песню о родном крае», «Спаси и сохрани» и «Кабы не было зимы».
После выступления Валентины Васильевны вышли из зала на улицу и через служебный вход оказались рядом с её гримёркой.
Здесь познакомились с Алексеем Михайловичем Тирошвили, директором Валентины Васильевны, объяснили ему, кто мы и зачем пришли. И через некоторое время он пропустил нас к Валентине Васильевне, которая отдыхала после выступления.
Валентина Васильевна внимательно и оценивающе посмотрела на нас и, узнав, заулыбалась.
Разговор сразу зашёл о песнях. И так случилась, что начали обсуждать творчество Оскара Фельцмана. И Валентина Васильевна говорит: «Но я же исполняла только «Старые слова» (эх, сказать бы ей сейчас, что в нашей фонотеке уже более 20 песен Оскара Борисовича в её исполнении). А Людмила в ответ: «А как же «День Рождения Шопена»? И тут Валентина Васильевна произнесла королевский комплимент: «Какая у Вас тонкая душа!» Согласитесь – это многого стоит, когда слышишь такие слова из уст народной артистки! Хотелось многое ещё сказать Валентине Васильевне, но нас прервали и пришлось прощаться.
Следующая наша запоминающаяся встреча случилась 17 января 2010 года в УМЦ «Голицыно», где Валентина Васильевна принимала участие в благотворительном концерте «От сердца к сердцу».
Стоял сильный мороз, но мы, зная об этом мероприятии, собрались и поехали в надежде на удачу, поскольку пригласительных билетов у нас не было.
Дошли до проходной, а охранник не хочет нас запускать. Еле уговорили, но с условием, что в здание, где идёт выступление, мы не будем заходить. И начали ходить кругами вокруг дома, думая, как нам встретиться с Валентиной Васильевной после концерта.
Прошёл час. Мы уже окоченели от холода и решили вернуться на КПП, чтобы немного погреться. И охранник пожалел нас и разрешил пойти на концерт.
Когда попали в зал, Валентина Васильевна уже выступала. Все места были заняты, и мы стояли в дверях, но всё равно были счастливы.
После завершения своего выступления, Валентина Васильевна пошла к себе в номер отдохнуть, а мы остались ждать её в коридоре.
Минут через 10-15 Валентина Васильевна вышла. Когда увидела нас, очень обрадовалась и удивилась. Мы рассказали коротко о том, как добрались, а потом начали дарить Валентине Васильевне диски с найденными видеозаписями её концертов. В этот раз «гвоздём» стала запись её сольного выступления в городе Чебоксары в 1987 году.
Помню, что ещё сказал Валентине Васильевне следующий комплимент: «Одно из многих прекрасных Ваших качеств – умение защищать Ваши песни и друзей, которые причастны к их созданию. Недавно мы посмотрели передачу с Вашим участием о композиторе Серафиме Туликове, где Вы сказали в ответ на причисление Серафима Сергеевича к «советским конъюнктурщикам», что «для того, чтобы оболгать человека, о нём не нужно много знать».
Мы разговаривали минут десять, и для нас было огромным счастьем просто стоять рядом, видеть и общаться с Валентиной Васильевной, а она в свою очередь произнесла: «Как мне вас отблагодарить за всё?» И мы, недолго думая, хором отвечаем: «Пригласите на свой сольный концерт!»
И так совпало, что как раз в это время уже было согласовано выступление Валентины Васильевны в Центральном доме работников искусств 11 февраля 2010 года в честь его 80-летия.
Конечно же мы считали каждый день до этого концерта, но сложа руки не сидели. Подготовили фотоальбом из самых хороших имеющихся в нашем распоряжении на тот момент фотографий Валентины Васильевны.
В день концерта я взял с собой на работу видеокамеру и штатив, с которыми и приехал вечером в ЦДРИ. Нам достались места справа в первых рядах, довольно удачные с точки зрения ракурса съёмки.
Не успели мы подготовить всё оборудование, как на сцену ЦДРИ вышла Зинаида Кириенко, чтобы объявить выход Валентины Васильевны.
Концерт был конечно незабываемый и потрясающий. Фактически это была полностью новая сольная концертная программа продолжительностью около 3 часов.
Словами всё не передать. Лучше безусловно самому посмотреть запись концерта «Я сегодня обеты молчанья нарушу» на нашем канале в YouTube.
После завершения вечера мы дождались Валентину Васильевну и подарили ей цветы и упомянутый фотоальбом. Тогда у меня и мысли не возникло, что на сцене мы видим Валентину Васильевну в последний раз…
Накануне 8 марта, когда у меня уже была готова и смонтирована видеозапись этого вечера, мы поехали в Боткинскую, чтобы передать диск Валентине Васильевне.
И как мы впоследствии узнали, ей успели показать мою запись, и Валентине Васильевна она очень понравилась…


- Какой вам запомнилась Валентина Васильевна? Есть ли у вас лично любимая песня из репертуара певицы?

Виталий, отчасти я уже ответил на первую половину Вашего вопроса. Добавлю только, что Валентина Васильевна, как я мог убедиться, моментально понимала, с чем к ней пришёл человек. Если с открытой душой, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами, то она со всеми находила общий язык и настраивалась на их волну. Но были и такие незнакомцы, которые хотели сразу получить протекцию или ещё что-то для достижения личных целей. В данных случаях Валентина Васильевна становилась очень жёсткой и сразу давала понять, что больше не задерживает человека.
И ещё хочется сказать, что Валентина Васильевна была живым человеком со всеми нормальными человеческими эмоциями, чувствами, мыслями и настроениями, а не тем правильно-постным персонажем, который нарисован в сериале «Она не могла иначе». Бывали даже случаи, когда Валентину Васильевну вынуждали в сердцах повышать голос. В общем разным человеком она была, но главное – настоящей (как сказал Лев Лещенко), живой, красивой и во многом современной РУССКОЙ ЖЕНЩИНОЙ, и это – прекрасно! И Валентина Васильевна не просто певица, а прежде всего артистка, музыкально и поэтически одарённейший человек и настоящий профессионал, мастер своего дела. Это очень важно понимать и помнить! Достаточно сказать, что у Валентины Васильевны был свой театр, и она сама создавала и играла главные роли в музыкально-поэтических спектаклях в течение многих лет! А многие «свои» песни Валентина Васильевна записывала на студиях с первого дубля.
Очень жаль, что Валентине Васильевне не удалось реализовать несколько прекрасных проектов, например, сольную концертную программу «Брызги шампанского», где Валентина Васильевна собиралась исполнить около 15 наших известных песен периода 30-х-40-х годов.
Также незаслуженно оказалась забыта музыкально-литературная композиция «Черёмуха» на стихи Ольги Фокиной и музыку Вячеслава Ветрова. К счастью сохранилась полная аудиозапись этой композиции в студийном качестве, и мы включили её в один из вечеров памяти Валентины Васильевны.

 

Говоря о личных качествах Валентины Васильевны могу добавить ещё известные узкому кругу лиц следующие факты: когда в рабочем коллективе Валентины Васильевны случилось несчастье – погиб костюмер, то она помогала её детям в меру своих сил, в том числе финансово, вплоть до своего ухода. Или, если её подруги и почитательницы творчества находились в затруднительном положении, давала без раздумий им в долг сколько требовалось без каких-либо временных условий возврата денег. Это я всё к тому, что несколько лет назад на одном из центральных телеканалов показали грязную передачку, где Валентину Васильевну обвиняли в жадности.
Что касается моих «любимых песен» в её исполнении, то бывает так, что каждый день какая-то «новая», другая, отличная от песни предшествующего дня. У Валентины Васильевны в репертуаре более 800 песен. И это, не считая разных вариантов исполнения, разных аранжировок и так далее. Поэтому часто забываешь на какое-то время ряд композиций, а потом открываешь их для себя по второму-третьему разу, как новые, находя новый смысл, новые оттенки, новые интонации.


- Когда появился форум, посвященный памяти певицы? У кого и почему возникла эта идея, и как строится его работа?

К созданию форума я приступил в самом конце 2009 года, понимая уже тогда необходимость организации такой работы и имея перед глазами позитивный опыт похожих тематических форумов (конференций). Сделал его на площадке kulichki.com. Но там наш форум был одним из многих. В общем скоро понял, что ничего толкового не выйдет.
После был довольно продолжительный период, вплоть до осени 2012 года, когда мы собирали материалы для будущего насыщения форума.
Название «творчество и судьба» я позаимствовал у одноимённого форума, посвящённого изучению творческой биографии Владимира Высоцкого. Взял оттуда же несколько концептуальных идей, но тупо ничего не копировал, а работал, исходя из специфики нашей темы.
К ноябрю 2012 года сформировал «скелет» форума, то есть его разделы. После этого попросил друга, который профессионально занимался этой темой, «залить форум на сервер и запустить в работу». И 11 ноября 2012 года стал Днём Рождения Форума «Валентина Толкунова6 творчество и судьба». То есть нам уже более 5 лет – отметили первый маленький юбилей. Адрес нашего форума в сети «Интернет»: http://forum.vtolkunova.com.
Форум наш довольно чётко и понятно структурирован:
- есть раздел, посвящённый биографии Валентины Васильевны, включающий хронику её творческой жизни с разбивкой по годам;
- есть дискография, где мы перечисляем все известные пластинки, кассеты и диски, которые выпускались с песнями в исполнении Валентины Васильевны;
- есть фонотека, состоящая из более чем 800 песен, в том числе из тех, которые мы ещё разыскиваем;
- есть видеотека – огромный раздел, где мы собираем все видеозаписи с участием Валентины Васильевны;
- есть фотоальбом, который мы разбили на тематические и хронологические подразделы;
- есть публикации из газет, журналов и книг за весь период творчества Валентины Васильевны.
Ещё мы ведём несколько интересных рубрик, например, «Концертные платья и костюмы Валентины Толкуновой». Недавно вот подсчитали – общее количество платьев уже давно перевалило за сотню. Представляете – если бы они сохранились, какой можно было бы музей создать?
На форум ежедневно приходят люди, которые делятся с нами своими мыслями, воспоминаниями и материалами, связанными с Валентиной Васильевной. Спасибо им всем! Вот так потихоньку и работаем…


- На форуме часто появляются уникальные записи, которых прежде многие и не видели и даже не знали об их существовании. Как это удается сделать?

Каждый год на нашем форуме появляются уникальные материалы как из частных, так и из государственных архивов.
Историй уже было множество. Пожалуй, самое главное то, что люди бескорыстно с нами делятся, понимая значимость сохранения творческого наследия Валентины Толкуновой.
Подробнее об этой работе читатели могут послушать в передаче «Музыкальный магазин» на нашем канале в YouTube.


- Я с детских лет люблю Валентину Толкунову. Помнится, мне было лет семь, когда я осознанно услышал ее голос и влюбился в него раз и навсегда. Её творческое наследие, по-вашему, достаточно велико и как, каким образом, нам с вами общими усилиями донести его до как можно большего количества людей?

Творческое наследие Валентины Толкуновой – это воистину музыкальная энциклопедия советской и российской эстрады в самом лучшем понимании этого слова.
И ещё хотелось бы сказать о том, что Валентина Васильевна исполняла песни (здесь её же процитирую), «отвечая Родине на те события, которые в ней происходят». Достаточно назвать песни «Говорила мать Серёжке», посвящённую нашим солдатам, погибшим в горячих точках 90-х годов, и «Горькая водичка», посвящённую теме борьбы с пьянством. Много Вы, Виталий, можете назвать народных артисток, которые об этом пели в лихие 90-е годы? И вместе с тем Валентина Васильевна всегда была оптимисткой и хотела верить в то, что Россия поднимется с колен. «Не прошла наша жизнь, не прошла – возвратится былая осанка…» - это слова из замечательной песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Россиянка».
С моей точки зрения, в настоящее время доносить творческое наследие Валентины Васильевны до людей лучше, проще и эффективней всего с использованием сети «Интернет», в том числе YouTube и социальных сетей. Мы в этом направлении активно работаем с 2011 года.


- За что советские люди, как вам кажется, полюбили эту певицу, едва она появилась на эстраде в начале 70-х годов? Ведь были и другие - Пьеха, Ротару, Пугачева, Пахоменко, Зыкина, в конце-концов. Но Толкунова сразу нашла своего слушателя, и, как вспоминают очевидцы, любовь к ней была безграничной?!

Здесь я позволю себе процитировать композитора Эдуарда Савельевича Колмановского, точку зрения которого полностью разделяю:
"Лица необщим выраженьем» выделяется Валентина Толкунова среди своих коллег – в этом её главное и редкостное достоинство. Певице удалось создать свой неповторимый творческий облик, полный красоты, изящества, обаяния. Органично сплетаются главные его приметы: очаровательная женственность, тёплый, я бы сказал – добрый голос, подкупающая правдивость высказывания.
Валентина Толкунова – истинно русская певица. Национальный характер её творчества проявляется не только и не столько в исполнении русских народных песен, но в особой его человечности, задушевности, искренности. Многие русские песни по своему содержанию трагичны и горьки. Но никогда не бывают слезливы. В самом тяжёлом переживании чувствуется достоинство, гордость. Даже и тогда, когда песня поётся от женского лица, когда она посвящена горькой женской доле. У нас же нередко бывает наоборот: переживание не стоит и гроша, а слёз – целое море. В этом отношении Валентина Толкунова верна традициям русского фольклора, русского искусства. В её исполнительском творчестве естественно сочетаются глубина чувства и сдержанность, сложность и величие скромной простоты.
Валентина Толкунова нашла в искусстве свою дорогу, принадлежащий ей одной творческий путь. На этом непростом пути она никогда и никому не подражала. И поэтому сама она – неподражаема."

 


- Как вы считаете, достаточно ли увековечена память о В. Толкуновой? Или еще что-то нужно сделать, кроме популяризации творческого наследия?

Безусловно Валентина Васильевна заслуживает гораздо большего, чем две книги, памятник в Белореченске и мемориальная доска в Москве.
Только государство наше, на которое Валентина Васильевна пахала более 40 лет, не хочет этим вообще заниматься. Такая вот «благодарность» чинуш современности.
Совсем недавно я направил свои обращения в Министерство культуры Российской Федерации и Департамент культуры города Москвы с предложением создать государственный культурный центр-музей Валентины Толкуновой.
Какой могла бы быть нормальная чиновничья реакция на моё предложение? Во-первых, меня могли бы спросить, а что конкретно у Вас есть для создания коллекции и включения её в музейный фонд? А дальше сообщить о том, что данный вопрос поставлен в некую очередь для последующей проработки, а также что моё предложение разослано по муниципальным округам и соответствующим тематическим музеям Москвы. И если у кого-то будет заинтересованность в организации хотя бы небольшой выставки, то со мной свяжутся.
Но мне прислали ответы следующего содержания: Вы конечно молодцы, это дело важное и нужное, мыслями и душой мы с Вами. Только сначала соберите коллекцию для музея и подарите её нам, найдите подходящий хороший дом для музея и отдайте его нам, а также найдите деньги на содержание этого музея и перечислите их нам. И мы всё устроим!
А устно по телефону мне ещё добавили, что музей Толкуновой не тянет на федеральный уровень популярности.
О чём дальше говорить, если это слова представителей Министерства культуры Российской Федерации?
О чём дальше говорить, если у государства нет нескольких миллионов рублей на создание музея Валентины Толкуновой, зато есть десятки миллионов долларов США на создание фильмов «Предстояние» и «Цитадель»?
И о чём вообще тут говорить, если действующий премьер-министр России называет всю советскую музыку «лживой, нечестной и идеологизированной»?


- Оцените, пожалуйста, художественный фильм, в котором роль Алевтины Толкачевой исполнила актриса Ольга Фадеева. И нужно ли было так всё вуалировать его создателям при том, что песни звучали из репертуара певицы?

Начиная отвечать на этот вопрос, мне хотелось бы вспомнить статью Романа Саульского, сына Юрия Саульского, которая под названием «Ну йоперный джаз!» была опубликована в 2013 году после премьеры сериала «Она не могла иначе». Она размещена в сети «Интернет», и любой желающий может с ней ознакомиться.
Так вот статья всё правильно расставляет по местам, но только в части, касающейся Юрия Саульского. У меня это вызвало как минимум недоумение. Или Валентину Васильевну не нужно было защищать от данного пасквиля?
Ведь снята была откровенная халтура. Давайте я коротко пройдусь по наиболее вопиющим моментам.
Кто придумывал имена главных героев? Это ж какое надо иметь «воображение», чтобы назвать персонажей Алевтиной Толкачёвой, Юрием Шаульским (хорошо хоть не Шулерским), Майей Лебединской (ассоциация напрашивается сама собой, и очень стыдно за тех, кто позволил себе так изуродовать образ), Юрий Капоровым, Глебом Мищенко и так далее.
В этой связи у меня для создателей сериала есть предложение. Попробуйте снять вторую часть, охватывающую период 1993 – 2010 годов. И расскажите о друзьях Алевтины Толкачёвой: композиторах Александре Бахмутовой, Павле Зайдоницком, Серафиме Тузикове и поэтах Льве Ашанине и Викторе Фине. В общем простор широкий – есть, где разгуляться.
А если серьёзно, то биографию Валентины Васильевны авторы сериала однозначно не удосужились изучить, а искажали при любом удобном случае в угоду своему состряпанному сценарию. Один из ярких примеров – исполнение по ходу сюжета песен «Вы вспомните меня» и «Серёжа» в 70-е годы. Кстати говоря, исполнение всех песен Юлией Михальчик заставляет постоянно задумываться о том, кому посвящён фильм.
Короче говоря, вместо повествования о действительно интересных фактах творческой жизни Валентины Васильены авторы захотели «раскрыть» кассовые низменные темы современности: измены, интрижки, отношения с КГБ, левые концерты, музыканты-алкоголики и конечно сын-наркоман. Так и хочется спросить: и это всё, что подрастающему поколению нужно знать о Валентине Толкуновой?
И в целом в сериале полно мерзопакостных эпизодов, поливающих грязью наше советское прошлое. Чего только стоит отношение медицинского персонала больницы к аварии на Чернобыльской АЭС, когда якобы все пытались откосить от поездки в зону.
Зачем это всё, зачем?



- В телевизионных передачах, типа «Один в один», не раз использовался образ Валентины Васильевны, на мой взгляд, каждый раз неудачно. Ну, непохоже и всё тут. Нельзя повторить ее манеру пения и движения. С другой стороны, каждое упоминание о ней - это дань памяти и напоминание молодому поколению о том, что была такая певица. А как вы считаете?

Есть такая хорошая фраза – империя рождает литературу, демократия – макулатуру. На мой взгляд, проблема эта актуальна, но рассматривать её необходимо комплексно.
Ведь в чём беда практически всех молодых современных российских исполнителей эстрадных песен. В том, что сейчас некому и не о чем сочинять. Нет государственного заказа на песни, поскольку нет новых «пятилеток», нет строек новых городов и предприятий в масштабах советских времён, нет развития образования, науки, искусства, нет внятной государственной идеологии. Есть только деградация функционирующего общества потребителей. Композиторы и поэты-песенники, которые были признанными классиками и мастерами жанра, ушли из жизни, а замены им нет и не будет, пока у России не появится новый самобытный вектор развития, в том числе в области культуры.
Культура не может существовать сама по себе. Она – лишь зеркало современных событий и состояния общества и государства. В 30-е годы прошлого века мы провели индустриализацию, которая спасла нашу страну от уничтожения. И вместе с тем бурным развитием России был заложен очень хороший культурный фундамент, который дал свои основные всходы в послевоенное время. Именно поэтому 50-е-80-е годы – это золотой век советской, или, если угодно, русской культуры и искусства. Мы до сих пор не отдаём себе отчёт в том, какое богатое и прекрасное творческое наследие нам досталось, и что его нужно беречь, как зеницу ока.
Вместе с великими свершениями нашего народа в те времена рождались и творцы-первопроходцы культурного фронта, имена которых золотыми буквами вписаны в нашу историю. И они всегда были и будут интересны людям, потому что они были первыми. Цитируя фразу Кирилла Лаврова из фильма «Укрощения огня», хочется повторить: «Это так трудно – быть первыми!» Поэтому о них до сих пор снимают фильмы.
И вот здесь как раз и всплывает главная причина отсутствия популярности у многих современных юных одарённых исполнителей. За неимением ничего хорошего нового, они вынуждены по пятому, десятому разу перепевать классику советской эстрадной песни. Песни прекрасные, спору нет, но они ничего нового не открывают же. К примеру, при всём уважении, зачем мне слушать песню «Поговори со мною, мама» в исполнении Марины Девятовой, если я могу посмотреть многие сохранившиеся видеозаписи с Валентиной Васильевной, которая была первой её исполнительницей?
Что касается конкретно этого проекта «Один в один», то лично у меня он кроме отвращения ничего не вызывает. Эта передача для ожиревших мещан-хомячков, жующих поп-корн.
Позволю здесь ещё себе небольшое отступление. У меня с некоторых пор наш русский народ ассоциируется с ребёнком или пластилиновой игрушкой: вот каким его воспитаешь, что из него слепишь, то и получится. В период 30-х-80-х годов прошлого века власть создала народ-творец, народ-созидатель. В течение крайних 25 лет власть из народа создаёт западного обывателя и, к сожалению, во многом преуспела.
В завершении хотелось бы сказать о том, что искреннюю симпатию у меня в настоящее время вызывают только никому неизвестные дети, как правило из российской глубинки, которые от чистого сердца исполняют песни из репертуара Валентины Васильевны. Исполняют очень хорошо, вдумчиво, привнося что-то своё. Спасибо им за это!
Благодарю Вас, уважаемый Виталий. Надеюсь, что мы с Вами ещё не раз пообщаемся об интересных фактах творческой биографии Валентины Васильевны. Всего доброго!
« Последнее редактирование: 25 марта 2018, 09:54 от MaKoUr »