Главное в человеке - искренность
Газета "Щит и меч" № 44, 4 ноября 1999 г, с.7
Популярною певицу Валентину Толкунову представлять нашим читателям не стоит. За многие годы практически ни один концерт, посвященный Дню милиции, не прошёл без участия этой обаятельной женщины. И всегда со сцены она уходила под гром аплодисментов.
-- Валентина Васильевна, расскажите, пожалуйста, с чего начинался Ваш путь в искусство? Сколько Вам было лет, когда впервые вышли на сцену?
Петь я начала в 11 лет. Когда училась в 4-ом классе средней школы, к нам приехала комиссия из Центрального Дома детей железнодорожников, из ансамбля Семёна Иосифовича* Дунаевского. Отобрали для хора 8 человек (в том числе и меня) немногие остались в этом коллективе, но я пела там почти 10 лет. С нами занималась замечательный педагог Татьяна Николаевна Овчинникова. Она первой мне сказала: «Валечка, ты обязательно должна стать артисткой». С её лёгкой руки и добрых слов так и получилось…
-- Почему Вы предпочли исполнять русские народные, лирические и патриотические песни, а не ударились, как модно сейчас говорить, в «попсу»?
Во-первых, «попсу» лучше меня могут петь многие другие. Во-вторых, я россиянка и настолько ассоциирую себя со своей Родиной, что не могу не исполнять русских песен. Конечно, можно петь произведения разных народов, баллады, например. Мне это близко. Кстати, очень люблю армянские песни. Но так как я живу на русской земле, то должна петь для своего народа.
-- Какую роль в Вашей судьбе сыграл композитор Юрий Саульский?
Огромную роль. Во-первых, на протяжении 5 лет он был моим мужем. Во-вторых, благодаря ему, с 66-го по 71-й год я пела в ВИА-66 джазовую музыку. Исполняла партию первого сопрано. Юрий Сергеевич вывел меня на достаточно высокий уровень тогдашней эстрады.
Знаете, не так-то просто от хоровой музыки, где мы исполняли произведения Кабалевского, Шостаковича, Лядовой, Шаинского, Дунаевского, Чичкова и других композиторов, перейти к исполнению джазовой. Пришлось переучиваться.
-- И как Вы восприняли в то время джаз?
Саульский научил меня прежде всего не только слушать, но и понимать, любить джаз. Он познакомил с тем кругом известных музыкантов, в котором я нахожусь по сей день. Потом, конечно, этот круг расширился, появились новые композиторы и поэты, завязались новые знакомства. Безусловно, положительно сказалось на моей профессии двадцатилетнее сотрудничество с замечательным человеком – Юрием Васильевичем Силантьевым и оркестром, которым он руководил.
-- Одно время Вы выступали на сцене со своим братом Сергеем. Какова сейчас его судьба?
Мы поем с ним в моём театре музыкальной драмы и песни. Этот театр курирует Главное управление культуры Москвы. Часто с Серёжей выступаем в сольных концертах. Он замечательно исполняет старинные романсы и русские песни. Зрители всегда тепло его встречают и провожают со сцены.
-- Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние российской эстрады?
Во-первых, на нашем телевидении перестали сниматься передачи, которые несли бы в народ искусство песни. Считаю, что должны быть программы, знакомящие телезрителей с разными исполнительскими жанрами. Без этого невозможно дальнейшее продвижение отечественной песни вперед, поскольку песня – не только ритм и незамысловатый текст. Это осмысленное произведение, это нравственная музыкальная школа, которая создает человеку настроение, учит его жизни. Я к песне отношусь очень серьезно.
Во-вторых, те же клипы, которые сейчас в моде, могли бы представлять не только поп-, рок-музыку и блатные песни, а и другие: лирические, шуточные, народные, патриотические, баллады – то, что хочет слушать наш народ.
-- Мы знаем, какая Толкунова на эстраде, любим и ценим Ваше творчество. Расскажите нашим читателям, какая Вы в повседневной жизни, в семье, в быту?
Я такая же, как и на сцене, как и в песне. По крайней мере, перевоплощаться на эстраде мне не дано. Не могу этого делать и не хочу. Если ты искренна в семье со своими родными и близкими, а также с друзьями, то почему не можешь быть такой же по отношению к зрителю? Для меня мир – это пространство, в котором я не должна себя потерять. Что касается семьи, то роль хозяйки в квартире заняла моя мама. Она предпочитает управлять всем сама, меня к плите даже не подпускает.
-- Как и где Вы проводите свободное время? Любите ли путешествовать?
Свободного времени у меня, к сожалению, совсем мало. Существует множество бытовых проблем, которые необходимо решать, жертвуя днями между гастрольными поездками.
Отдыхать предпочитаю на русской природе, за городом, у себя на даче.
Я награждена такой профессией, которая целиком и полностью меня устраивает. По натуре я путешественница, не могу долго сидеть на одном месте. Мне нужно высказаться перед людьми. И это право дает песня.
-- Делите ли Вы свои песни на любимые и нелюбимые, на удачные и неудачные? Наверняка в Вашем репертуаре есть произведения, которые особенно дороги?
Как композитор и поэт не знают, когда их произведение станет шлягером, так и мы, исполнители, не знаем, когда песню запоёт народ. У меня есть несколько песен, которые стали поистине популярными: «Мой милый, если б не было войны», «Носики-курносики» и другие. Причем я никогда не думала, что они могут стать столь известными. Слава Богу, эти песни остались в сердцах людей.
Есть, конечно, и очень любимые мною произведения, которые, к сожалению, не так популярны, как мне бы хотелось. Это, например, песни «А любовь то лебедем» композитора Алмаза Монасыпова на стихи Лиры Абдулиной, «Натали» (о жене Пушкина Наталье Гончаровой), которую написали Владимир Мигуля и Максим Геттуев, баллада «Отцы, не оставляйте сыновей» Владимира Трофимова и Андрея Дементьева и многие другие.
-- Валентина Васильевна, Вы исполняете песни различных авторов. С кем из поэтов и композиторов считаете творческий союз наиболее удачным, крепким, плодотворным?
Когда-то, в самом начале моего творческого пути, мы работали вместе с композитором Ильей Катаевым. Он написал для меня песни «Я ночью шла по улице», «Звук шагов», «Кап-кап», «Стою на полустаночке» и другие. Илья Катаев дружил тогда с бардом, автором сценария многосерийного телефильма «День за днём», Михаилом Анчаровым. Он писал стихи для моих песен. Считаю, что этот творческий союз с Анчаровым и Катаевым был наиболее удачным.
Потом Михаил Анчаров умер. Илья Катаев уехал на постоянное жительство в Америку. Я сотрудничала с другими поэтами и композиторами. Но так, как меня знал и понимал Катаев, больше, наверное, понять никто не смог. Кстати, Илья написал для меня оперу «Русские женщины».
-- А с кем известных авторов Вы сейчас продолжаете работать?
В последнее время для меня писали Александра Пахмутова и Оскар Фельцман, Павел Аедоницкий и Марк Минков, Людмила Лядова. Затем я сотрудничала с молодым композитором из Липецка Владимиром Трофимовым. Вы видите, сколько у меня на рояле нот! Шлют стихи и музыку со всей России.
-- Вам часто приходится выступать перед сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск. Вы лауреат премии МВД России. Скажите несколько слов об отношении к людям в погонах.
Любому государству необходимы незыблемые структуры, поддерживающие порядок в обществе. У меня ещё в детстве сложилось мнение (может, и наивное), что погоны носят самые волевые и мужественные, самые интересные и честные мужчины. Слава Богу, на моём жизненном пути попадаются именно такие люди. Я с ними общаюсь, дружу. И они меня, скажу откровенно, никогда ещё не разочаровывали.
-- Валентина Васильевна, поделитесь, пожалуйста, с женами работников милиции, с женщинами, которые носят погоны, рецептом молодости, оптимизма. Как Вам удаётся в столь нелегкое время сохранить в себе искренность, женственность, обаяние, очарование?
Мне кажется, главные качества любого человека – это искренность и незлобливость. Постарайтесь не ожесточаться, смотрите на вещи философски. Когда, допустим, мы видим людей обеспеченных, богатых, устроенных, сравниваем условия их жизни со своими, а затем начинаем всё кропотливо анализировать, раскладывать, как говорится, по полочкам, то в конечном итоге выясняется, что лучше всё-таки живётся тебе, а не тому, кто «у корыта».
-- Наверняка в Вашей жизни актрисы были интересные, смешные и забавные ситуации. Вспомните, пожалуйста, некоторые из них.
Случаев таких было много и на сцене, и в повседневной жизни. Например, 18 лет я работала вместе с известным пианистом, композитором Владимиром Давидовичем Ашкенази. И помню, как-то на сцене забыла слова песни «Не довелось». Пою: «А нам с тобою встретиться не довелось, поговорить о том о сем, спросить хотя бы как жилось-былось? А что еще спросить? Пожалуй, все...» и забываю напрочь второй куплет. Ашкенази играет, играет, а я молчу, молчу. Потом говорю: «Давайте я попробую еще раз спеть второй куплет».
Вторая попытка после слов «Пожалуй, все...» опять не удается. Не знаю, что дальше делать. Решаюсь в третий раз испытать судьбу. И снова не могу вспомнить слова следующего куплета. Расстроенная ухожу со сцены и говорю: «Не довелось». А Владимир Давидович мне вслед: «Не зарекайся!» В зале раздались бурные аплодисменты. Знаете, зрителю почему-то всегда нравится, когда с артистами происходят какие-то казусы, когда неожиданно сложившиеся обстоятельства заставляют его вести себя как-то нестандартно.
В связи с этим вспоминаю случай, когда мы с братом, Сергеем, пели дуэтом, а у микрофона, который он держал в руках, был очень короткий шнур. Сережа не сумел вписаться в мизансцену, сидел, как собачка на привязи. Я, помню, так расхохоталась, что остановиться не могла. Естественно, испортила всю песню. И Сережа, не закончив исполнять ее, тоже рассмеялся. Затем уже расхохоталась публика.
Был еще такой смешной момент. Я гастролировала в каком-то провинциальном городе. В гостинице ко мне подошла маленькая девчушка и говорит: «Тетя, я знаю, что ты поешь, а как тебя зовут?» Отвечаю: «Меня зовут тетя Валя, а если запомнишь, то называй меня Валентиной Васильевной. А тебя как зовут?» Она без тени смущения произносит: «Вообще-то меня зовут Маша, а если запомнишь, называй меня Саша». Я долго после этого смеялась...
-- Я вижу у вас несколько икон. Вы верующая?
Мне кажется, что все люди должны быть верующими. Вера - это огромный труд. А на труд уходит много времени. Поэтому я не всегда соблюдаю посты и не так часто посещаю церковь. Настоящая вера аскетична и всепоглощающа. В неё человек должен окунуться с головой, отдаться ей полностью. Я этого, к сожалению, себе позволить не могу.
--И все-таки вы веруете во Всевышнего?
Безусловно.
-- Вопрос из категории деликатных: Вы могли бы вкратце рассказать о своей семье?
Да, конечно. У меня обыкновенная семья. Моя мама, Евгения Николаевна, живет со мной. Ей 73 года. Это очень симпатичный, милый, любимый и дорогой мне человек. Сыну Николаю 21 год. Он студент. Муж – писатель, сейчас живет и работает в Мексике. Иногда приезжает в Москву. Вот совсем недавно целый месяц мы были вместе. Теперь он снова улетел...
-- Валентина Васильевна, каковы ваши творческие планы на ближайшее будущее?
Хочу записать диск новых песен, которые еще никто не слышал и никто не знает. Если хватит денег, возможно, запишу даже два альбома. Это песни разных авторов. Я благодарна судьбе, что она свела меня с поэтом Геннадием Георгиевым. Песня на его стихи «Зелена трава» вошла в передачу года «Песня-96». Он очень талантливый человек. Сейчас для меня Гена написал «Разговор с маршалом Жуковым» и «Прости меня, Россия». На его стихи пишут музыку композиторы Вячеслав Ветров, Владимир Вовченко, Владимир Трофимов и другие. Приятно, что все мы дружим, общаемся, созваниваемся, делимся идеями, впечатлениями, новыми стихами, новыми мелодиями.
-- Что бы Вы пожелали сотрудникам правоохранительных органов в канун их профессионального праздника -- Дня милиции?
Во-первых, желаю им счастья и здоровья, успехов, семейного благополучия. Во-вторых, чтобы никто и никогда не сломил чувство веры в нужность их нелёгкой и опасной профессии. В-третьих, желаю как можно чаще встречаться с ними в концертных залах. Хочу очень долго петь для них и вместе с ними принимать участие в каждом празднике, который славит наше Отечество.
Если честно, то я столько спела для работников милиции и военнослужащих внутренних войск, что мне уже пора бы присвоить какое-нибудь звание и вручить погоны хотя бы с одной звездочкой. Шучу, конечно!
Не представляю себе, как я не буду петь для людей в форме. Этим летом выступала перед военнослужащими Отдельной дивизии оперативного назначения на ее 75-летнем юбилее. Было очень здорово! Я смотрела на них и была уверена: наша жизнь надежно защищена, можно спокойно трудиться дальше.
Мне кажется, если я в любое время подойду к человеку в погонах, то он меня обязательно защитит. Он никогда не нагрубит. Повторяю, может, я наивна и просто ошибаюсь? Хотя на моем пути всегда встречались только честные и порядочные люди в погонах. И дай Бог, чтобы так было всегда!
Геннадий Шахов