Нельзя гневить судьбу
Лермонтовские дни поэзии в Тарханах ещё и тем хороши, что каждый год сюда приезжают именитые гости.
37-й Всероссийский лермонтовский праздник не стал исключением. Почтить великого поэта и его земляков приехала народная артистка России, лауреат премии Ленинского комсомола, кавалер орденов Дружбы народов, Почета, Петра Великого, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, международного ордена Чести, художественный руководитель творческого объединения «Арт» Валентина Толкунова. Тепло встреченная зрителями, Валентина Васильевна спела со сцены Зеленого театра любимые миллионами россиян песни и ответила на многочисленные вопросы журналистов, публики, раздала не одну сотню автографов. Интервью с любимой певицей - специально для «Нашей Пензы».
- Мне кажется, люди старшего поколения знают о вас все, Валентина Васильевна. Но, исключительно для молодежи, напомните о своей судьбе.
- Судьба мне выпала счастливая, хотя и не слишком легкая. Родилась в городе Армавир Краснодарского края, но через год родители переехали в Москву, здесь я научилась ходить, говорить, петь, поэтому считаю себя коренной москвичкой. Но нельзя думать, что столица автоматически сделает из тебя звезду. И в детстве нужно быть упрямым и трудолюбивым, чтобы чего-то добиться. Я, например, училась в школе по соседству с Центральным домом железнодорожников, а в Доме – детский хор. Но попасть в него было непросто, только преодолев конкурс, и мне в детском возрасте пришлось держать свой первый вокальный экзамен. Слава Богу, прошла и десять лет затем исправно ходила на занятия, репетиции, концерты… До сих пор благодарна своему первому музыкальному педагогу Т.Н. Овчинниковой, которая поставила мне голос, привила любовь к хорошему пению, строго-настрого приказала учиться дальше.
- Выполнили наказ педагога?
- Не сразу. В Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение поступила легко и числилась там на хорошем счету, но в 1966 году вокально-инструментальный ансамбль под управлением Юрия Саульского нуждался в солистке, я пришла на прослушивание… и меня взяли в качестве первого сопрано. Это было неожиданно и здорово! Помню, вернулась в институт и говорю: «Я теперь актриса, днем заниматься не могу, прошу перевести на заочное отделение». А меня не переводят: «Ты слишком хорошая студентка, продолжай учиться на дневном». Тут уже нашла коса на камень. Забрала документы и перешла в ВИО-66, как назывался наш ансамбль.
- Простите за нескромность, Валентина Васильевна, но, похоже, свою роль сыграл и личный фактор… Мы знаем, что Юрий Саульский был вашим первым мужем.
- Этого никто не отрицает. Должна сказать, что я воспитывалась в очень строгой обстановке. Папа был строгим, мама тоже. Не дай бог, если приду домой после 11 вечера! И хотя в девичьем возрасте я влюблялась, конечно, но это были детские влюбленности – несерьезные. Юрий Сергеевич – совсем иное дело. Он был старше меня на восемнадцать лет – красивый, талантливый, страстный. И хотя у него в жизни было много жен, но пока женат, он был однолюб, как ни странно это звучит. Мы прожили пять чудесных, пять незабываемых лет, много работали, репетировали, выступали, гастролировали… Для молодой певицы это была хорошая школа: я пела и партии первого сопрано, и джазовые произведения. Незаметно, исподволь, готовила свой голос к чему-то большему.
- И оно случилось?
- Как у всех почти – неожиданно. Сначала меня пригласили озвучить песни Катаева на стихи Анчарова в телефильме «День за днем». Они стали популярными, обо мне заговорили, и вскоре поэт Лев Ошанин попросил меня выступить на своем творческом вечере. Позвонил композитору Шаинскому и говорит: «Володя, подбери Валюше что-нибудь… душевное». Это была песня «Ах, Наташа», которую оба они не считали самой лучшей. Но мне так хотелось «оправдать доверие», что я всю душу вложила в эту песню, буквально выстрадала её.
- И «взорвали» зал, я это помню. С тех пор вы стали любимицей публики.
- Ну, не сразу, конечно. Хотя толчок дала «Наташа», не спорю. Меня заметили, композиторы и поэты стали доверять мне свои песни, а иногда писали их конкретно «под Толкунову». Так рождались мои любимые «Стою на полустаночке», «Поговори со мною, мама», «Я не могу иначе», «Серебряные свадьбы», «Носики-курносики», «Где ты раньше был?», «Старые слова» и множество других.
- Наверное, одно перечисление авторских имен может ввергнуть ценителей в шок.
- Да, не скрою, мне посчастливилось работать с такими великими композиторами и поэтами, как Аедоницкий, Колмановский, Долматовский, Фельцман, Рождественский, Шаферан, Пахмутова, Добронравов, Мигуля, Добрынин, Анчаров… Исключительно благодаря им я 23 раза была в числе лауреатов Всесоюзного телевизионного конкурса «Песня года». Помните такой?
- Ещё бы! Его без преувеличения ждала вся страна. В течение года появлялись все новые и новые прекрасные песни – с хорошей музыкой, с умными текстами… И вот, в начале следующего года подводится итог этому великолепию, выбираются лучшие из лучших…
- Да, 1970-1980 годы были поистине золотым веком песенного творчества в нашей стране. Из 300 песен, которые спеты мною для игровых и музыкальных фильмов, спектаклей, записаны на пластинки и компакт-диски, большинство относится к этому периоду. Заметьте, в те годы ни у кого из исполнителей не было такой откровенной халтуры, как «Муси-пуси» и прочая чушь. И не потому, что запрещала цензура, а потому, что сами авторы, исполнители были очень требовательны к себе. У нас у каждого внутри была своя цензура.
- Но вспомним о вашей учебе. Что же? Вернулись вы в институт?
- Вернулась и успешно закончила в 1976 году. А до этого ещё и «Гнесинку» одолела. Так что к концу 80-х была во всеоружии музыкальных знаний и с общего одобрения коллектива Москонцерта, где отработала 16 лет, стала художественным руководителем театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «Арт». В те нелегкие годы театром созданы: опера «Русские женщины» по мотивам поэмы Некрасова, на стихи Пушкина и Кольцова, спектакль «Ожидание» (музыка В. Успенского на стихи Р. Рождественского), спектакль «Брызги шампанского», музыкальные песенные спектакли «Я не могу иначе», «Не оставляй меня, любовь», «Я – росинка твоя, россиянка», «Новая весна Валентины Толкуновой». Причем все спектакли были поставлены на сцене концертного зала «Россия»!
- Искренне рады за вас и ваше песенное творчество. Говорят, и в личной жизни у вас все в порядке, Валентина Васильевна?
- Да, второй мой муж – бывший дипломат, журналист-международник, писатель Юрий Папоров. Он автор книги «Хемингуэй на Кубе», недавно вернулся из Мексики, где собирал материалы для книги о последних днях Троцкого. Прекрасный человек, умница. У нас замечательный взрослый сын Николай, финансист… Любимая работа, любимая семья – что ещё нужно человек для счастья?
- Новых песен?
- С одной лишь поправкой: только хороших, умных, душевных песен. Вульгарную попсу я не буду петь никогда!
- Вот за это спасибо, Валентина Васильевна. Спасибо вам за те праздники, которые вы дарите людям своим неувядаемым творчеством, своим неповторимым голосом, своим собственным, «толкуновским» репертуаром!
Юрий Кузнецов
Толкунова. В. Нельзя гневить судьбу - Наша Пенза. — 2008 .— 10-16 июля (N29). — С. 6.