Автор Тема: Сергей Соседов о Валентине Толкуновой, KM.RU 29 марта 2010 г.  (Прочитано 1023 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Саша

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2631
  • Валентина Васильевна-Моя Любимая певица!
    • Просмотр профиля
KM.RU 29 марта 2010 г.

Сергей Соседов о Валентине Толкуновой

Очередное увлекательное музыкальное обозрение Сергея Соседова пришлось, господа, на весьма грустные дни. Но автор, как нам кажется, сумел донести в своем материале так необходимую сегодня интонацию оптимизма, позитива. Даже в мини-очерке, посвященном печальному уходу певицы Валентины Толкуновой, струятся свет и надежда.

ЕЕ МАТЕРИНСКИЙ ГОЛОС БУДЕТ ВДОХНОВЛЯТЬ НАС ВСЕГДА…

Март 2010 года еще раз напомнил нам о бренности и эфемерности бытия. Жуткие теракты в московском метро, унесшие жизни десятков людей, явно не располагают к радужному восприятию окружающего. Живем будто на театре военных действий. Ощущение, что близится апокалипсис. Страшно. Но жить надо.

Первый весенний месяц принес и еще одно печальное известие: умерла Валентина ТОЛКУНОВА – певица, которой никогда не было много, но которая всегда БЫЛА. И то, что это было счастье для нас, понимаешь только сейчас.



Был с нами ее чистый, родниковый, словно материнский, голос. Были ее нежные, добрые, человеческие песни. И что свойственно только редким большим артистам: она вошла в каждый дом по-настоящему родным человеком – сестрой, матерью, бабушкой; удивительно: очень многие воспринимали ее не столько как певицу, а именно как близкую родственницу, «кровинку», дорогую подругу. В этом смысле она была певицей ИЗ народа и ДЛЯ народа. Ее песни не звали к борьбе, не настраивали на «бой с судьбой», ничего не бичевали, никого не обвиняли, не особенно развлекали, но – успокаивали, умиляли, лечили. Что в эпоху нравственно-моральных катаклизмов, политических бурь и бесконечных стрессов было и есть посильнее любого лекарства. То великая сила искусства.

И она несла это искусство в себе честно, достойно, несуетно, без фанфар и пиара. И отдавала его людям. Так же честно и бескорыстно. Говорили и писали о ней действительно мало, да и по ТВ показывали нечасто – как в советское время, так и в эпоху «новой России». Но вот феномен: Валентину Толкунову, или, как часто в народе ее называли, Валечку, Валюшу знали, пожалуй, все (глупых тинэйджеров и «экстремальную» молодежь мы в расчет не берем). Ее неповторимый голос с дивными, «родными» обертонами узнаваем с первой же взятой ноты. А это фирменное клеймо мастера. И пусть не всегда доходили до слушателя ее последние песни, но всякий, кто любил и любит великую советскую эстраду (да-да, именно великую!), числит Валентину Васильевну в ряду самых больших мастеров.



… Она родилась 12 июля 1946 года в Армавире. Окончила музыкальное училище им. Гнесиных и Московский институт культуры (дирижерско-хоровое отделение). Но мало кто знает, что начинала Толкунова не как лирическая эстрадная певица, а как… джазовая. В конце 60-х – начале 70-х пела в вокальном квартете ансамбля «ВИО-66» под управлением Юрия Саульского. Но вскоре поняла, что джаз – это не совсем ее. Толкунова понимала, что нужно искать свое направление в творчестве, свою тему, свою песню. И она вскоре нашлась. Это ставшие ее визитной карточкой «Серебряные свадьбы» Павла Аедоницкого на стихи Екатерины Шевелевой. Композиция стала лауреатом фестиваля «Песня -73» и надолго определила творческое лицо артистки.

Тема и имидж простой русской женщины, но не разбитной деревенской молодухи, а – ласковой, сердечной, жертвенной, но с чувством собственного достоинства нашей современницы, – навсегда закрепились за Валентиной Васильевной. Невозможно забыть такие песенные шедевры певицы, как «Поговори со мною, мама» В. Мигули на стихи В. Гина, «Стою на полустаночке» И. Катаева и М. Анчарова, «Деревянные лошадки» М. Минкова и Э. Шима, русскую народную «Мы на лодочке катались», «Где ты раньше был?» Э. Колмановского и Е. Долматовского, «Если б не было войны» М. Минкова на стихи И. Шаферана, «Я не могу иначе» А. Пахмутовой и Н. Добронравова…

Лично мне чрезвычайно нравится редко исполнявшаяся вокалисткой сложная голосовая композиция, в которой можно расслышать ее сильное джазовое начало; это произведение татарского композитора Алмаза Монасыпова «А любовь-то лебедем». Оно известно не столь широко, как вышеперечисленные песни, но, поверьте, его стоит разыскать и обязательно послушать каждому меломану.

А еще мне запомнился эпизод двухгодичной давности. Был какой-то посредственный сборный концерт в ГЦКЗ «Россия» в Лужниках, где почти все артисты пели под фонограмму, да и вообще не утруждали себя щепетильной сценической работой, и до того все это было убого, что мне захотелось уйти. И что же меня поразило, когда я проходил мимо черной ширмы за сценой? Валентина Васильевна, чей выход был далеко впереди, стоя в красивом красном платье, отрабатывала нехитрые сценические движения и… распевалась. Для непосвященных скажу: певцов, проделывающих вокальные упражнения перед своим выступлением (тем более в забубенном сборном шоу), вы сегодня не встретите. За КРАЙНЕ редким исключением.

Спасибо Вам, Валентина Васильевна, за все Ваши песни, за уроки профессионализма, за радость и любовь. За высокую человечность – в жизни и на сцене. Мы не забудем Вас!!!
"ПРОСТИ МЕНЯ, РОССИЯ, МОЯ РОДНАЯ МАТЬ,
ЗА ТО, ЧТО Я НЕ В СИЛАХ ТЕБЯ С КОЛЕН ПОДНЯТЬ.
ЗА ТО, ЧТО ТЕРПЕЛИВО СНОШУ И СТЫД, И ЛОЖЬ.
НО ТЫ МЕНЯ РАСТИЛА И ТЫ МЕНЯ ПОЙМЁШЬ!!!!"